3818

Отчёт об уделанной работе

     Вчера премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ разбирался, почему преступность в Казахстане растет. Ответы, полученные от акимов, главы МВД и некоторых его подчиненных, премьера, мягко говоря, озадачили: выходило, что всему виной стремительно растущее количество... новых квартир.

Впрочем, начиналось все с позитива. Министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ сообщил две новости - и обе хорошие. Во-первых, ДВД Астаны, до сих пор ютившийся в тесном здании 1976 года постройки, переезжает в 22-этажный небоскреб - бывший пятизвездочный отель “Рамада Плаза”. Это первая гостиница столицы, построенная в 1998 году и реконструированная в 2008-м. Теперь, чтобы 228 комфортабельных апартаментов перестроить под нужды оперов, следователей и дознавателей, потребуется ремонт.
- Только что, сейчас, 13-м пунк­том 13-го постановления (правительства. - Т. Г.) принято решение о передаче “Рамада Плаза” в собственность акимата, и он принял решение о передаче его ДВД. Мы там ремонт сейчас начнем. Переустроиться надо, конечно, там функционально не так подходит. Тут будут располагаться два учреждения: департамент внутренних дел Астаны и район Байконур (РУВД), потому что находится на территории Байконура, - объявил Касымов в правительстве.
А во-вторых, три тысячи сержантов дорожно-патрульной службы с высшим образованием переведены на должность офицеров с сопутствующим повышением окладов - с 70 тысяч минимум до 110 тысяч тенге. Произошло это в Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской областях. На очереди еще 5 тысяч сержантов, которые ждут повышения по службе с увеличением “довольствия”.
- В остальных регионах, очевидно, пока не могут изыскать средства на эти цели. Просил бы руководителей регионов обратить внимание на эту проблему. Ее решение позволит нам не просто повысить зарплату полицейских, но и улучшить качественный состав кадров, а также приостановить их текучесть в этих подразделениях! - подчеркнул министр.
Видимо, на этом запас хороших новостей у главы МВД иссяк. И Калмуханбет Касымов выложил перед коллегами по правительству целый ворох проблем. В Казахстане на 46 процентов (с 298 до 437) возросло число преступлений в сфере семейно-бытовых отношений: в Восточно-Казахстанской - в 3 раза, в Туркестанской - в 2,5 раза, в Западно-Казахстанской - на 83,3 процента, в Карагандинской на 40 процентов. А количество злодеяний в пьяном состоянии взлетело в двух регионах страны - в Астане на 22 и в Мангистауской области на 15 процентов. Сегодня в поле зрения полиции находится почти 70 тысяч алкоголиков. Но проблема осложнена малочисленностью медвытрезвителей, а также наркологических организаций для принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом.
- В прошлом году из 5300 лиц, направленных в эти организации, более одной тысячи человек не прошли лечение только по причине отсутствия в них койко-мест. Также участковые не всегда предметно ведут профилактическую работу в неблагополучных семьях. В последнее время их роль в работе по предупреждению преступлений вообще существенно снизилась... - констатировал главный полицейский страны.
При этом он отметил: на местах есть проблемы с созданием условий для работы Анискиных - не хватает даже участковых пунктов полиции. Министр напомнил, что МВД неоднократно инициировало вопрос строительства в каждой области “хотя бы одного общежития семейного типа” для сотрудников строевых полицейских подразделений. За все время только Северо-Казахстанская область построила одну такую общагу и приступает к возведению второй.
Отдельно глава МВД остановился на подростковой преступности. С начала года несовершеннолетними совершено 1,9 тысячи преступлений, в том числе 13 убийств, 32 разбоя, 278 грабежей, 46 причинений тяжкого вреда здоровью, 32 хулиганства. Оказалось, что более половины подростковых преступлений в Казахстане пришлось на учащихся гимназий и лицеев!
- Поэтому надо развивать оправдавший себя опыт школьных инспекторов. Пока не введем их в каждой школе, мы не сможем предметно заниматься ранней профилактикой пьянства, наркомании, преступности в подростковой среде! - подчеркнул министр.
Сейчас, по его словам, в школах работают 2178 инспекторов, которые повседневно сотрудничают с администрацией школ, родительскими комитетами. Но дополнительно требуется ввести почти столько же сотрудников этой службы. Еще одной действенной мерой в профилактике подростковой преступности является направление несовершеннолетних преступников в спецшколу, однако на местах ни комиссии по делам несовершеннолетних, ни суды не применяют эту воспитательную меру наказания.
- По стране сегодня более 500 подростков подлежат направлению в спецшколу, но они остаются по месту жительства. Это, безу­словно, вызывает возмущение окружающих и создает атмосферу безнаказанности таких детей. Особенно негативно они влияют на ровесников, склонных к правонарушениям. Под профилактическим контролем подразделений по делам несовершеннолетних сейчас находится более 10 тысяч таких подростков, а также свыше 12 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают 16 тысяч детей, - сказал Касымов.
Услышав столь неприглядную статистику, премьер Сагинтаев в обход традиции решил заслушать шефов полиции всех регионов. Причем, видимо, был готов к такому разбору полетов. У начальника ДВД Актюбинской области Махамбета АБИСАТОВА глава кабмина сразу же спросил: почему у вас в этом году на 48 процентов выросли особо тяжкие преступления?
И получил шокирующий ответ:
- Конкретно по убийствам, по особо тяжким преступлениям вопрос стоит в завышении квалификации. У нас 20 фактов завышенной квалификации тех преступлений, которые должны квалифицироваться как злостные хулиганства и причинение телесных повреждений со смертельным исходом. Мы завышаем объем квалификации, потом при направлении в суд эти дела вновь переквалифицируются и идут на то, что они из себя и представляли. По большому счету, мы нарушаем конституционные права наших граждан, вменяя им более тяжкие составы преступлений, чем они совершили на самом деле. В связи с этим министром внутренних дел этот вопрос на последнем координационном совете перед Генпрокуратурой поднят. Бакытжан Абдирович, преступность везде, и ее динамика как маятник, - выложил начальник ДВД.
Сагинтаев, сделав вид, что не расслышал о “нарушении конституционных прав”, тут же парировал:
- В других регионах таких показателей нет! Осталось только все проблемы на воров и преступников списать, мол, они много работают, а мы не можем за ними успеть! - рассердился Сагинтаев.
Полицмейстеру Атырауской области Аян ДУЙСЕМБАЕВУ тоже достался вопрос с подковыркой.
- Только что ваш министр отметил, что на 10 процентов вакансии будут сокращаться, за счет экономии будут деньги направляться на повышение зарплат. Как вы собираетесь вести эту работу? - строго вопросил глава кабмина.
- В случае сокращения будет увеличиваться зарплата, норма положенности тоже будет расти. Мы поддерживаем работу министра! Как министр решит, так и будем вести работу! - отчеканил Дуйсембаев.
- А-а, по-вашему, если мы зарплату повысим, вы будете бороться с преступностью, а при обратном случае вы не будете вести работу?! Вы на жизнь человека смотрите равнодушно! Но это же человеческая жизнь! - взвился премьер. - Нельзя обращаться с ней с такой легкостью!
Не добавил Сагинтаеву благодушия и ответ замначальника ДВД Алматы Нурлана МАСИМОВА: низкую раскрываемость краж мобильных телефонов полковник объяснил тем, что заявители приходят “через день-два и не могут указать, в каком именно месте потеряли”.
- Вы думаете, люди добровольно оставляют сотовые телефоны?! Как теперь бороться с этим? Завязать цепью и в карман положить? - окончательно потерял терпение рулевой кабмина.
Не осталась без его внимания и криминогенная ситуация в столице: в Астане зафиксирован рост числа разбоев и мошенничеств. Ответ новоиспеченного акима главного города страны Бахыта СУЛТАНОВА только подлил масла в огонь (при том, что Султанов сам, не дожидаясь ответа главы ДВД, кинулся на амбразуру).
- Количество людей растет быстро, растет и количество объектов, и, конечно, кражи квартир тоже увеличиваются. Мы понимаем, что это не объяснение. Но мы будем делать выводы и бороться с преступностью, - бодро высказал Султанов.
Выслушав столь оригинальную версию, явно ошалевший Сагинтаев после минутной паузы заметил:
- Количество квартир растет, и преступность вырастает - нельзя искать причину в этом! Если мы перед населением будем выступать и рапортовать о проделанной работе, то нас просто никто не поймет! Ведь можно же было продолжить в Астане практику (обеспечения безопасности), принятую после ЭКСПО?!
Напоследок глава правительства поручил проводить регулярные брифинги ответственных лиц по вопросам борьбы с криминалом, резонансных расследований, общественной безопасности, а также выразил надежду на недавно принятый закон, согласно которому ДВД были переименованы в департаменты полиции, а местная полицейская служба (МПС) вошла в их состав. Отныне вчерашняя муниципальная полиция будет подчиняться только МВД.
Министр Касымов, решив сразу после Сагинтаевской критики стать ближе к народу, тут же, в Доме правительства, провел брифинг для журналистов. Глава МВД объяснил, почему в Актюбинской области полицейские и прокуроры обвиняют жителей в более тяжких преступлениях, чем они совершили на самом деле. Он пояснил, что таким образом они страхуются.
- Суду легче перейти на низкую квалификацию. Если суд посчитает, что выше надо было квалифицировать, то он возвращает дело на доследование, и заново проводится расследование, потому что положение обвиняемого ужесточается, - рассказал министр.
Ответив еще на десяток вопросов, Калмуханбет Касымов под занавес выразил полную готовность оставить свое кресло, если его подчиненные будут уличены в коррупции.
- Конечно, всегда нужно проверять вину обвиняемого. Если мой заместитель так поступит, все мы должны будем уйти в отставку! Что ж, теперь медийщики не упустят случая поймать министра на слове. Ведь МВД традиционно входит в число самых коррупционных ведомств Казахстана.

Тогжан ГАНИ, фото с сайта primeminister.kz, Астана


Поделиться
Класснуть