2055

Заплати - и кати

     Власти Астаны вновь заговорили о возможном введении платного въезда в город. Таким способом столичная мэрия надеется подвигнуть граждан пользоваться не личным, а общественным транспортом. Выгода вроде бы видна невооруженным глазом: город избавится от пробок и высвободятся парковочные места (они в столице сейчас на вес золота). Но, во-первых, насколько законна такая мера? А во-вторых, так ли она действенна?

Как заявил недавно первый заместитель акима Астаны Сергей ХОРОШУН (на снимке), на ста-дии проработки находится проект платного въезда в город. Цель проекта - снижение нагрузки на дорожную сеть. По данным акимата, ежедневно в столицу въезжает более 82 тысяч машин.

- Проведенные исследования и комплексный анализ влияния въезжающего транспорта в столицу в час пик показали, что внедрение платы за въезд с 7 до 9 утра в зависимости от категории транспорта позволяет увеличить среднюю скорость потока движения транспортных средств на 15-20 процентов. Реализацию данного проекта запланировано провести в рамках государственно-частного партнерства, - сообщил зам­акима.
Платный въезд планируют ввести с шести направлений: Астана - Караганда, Астана - Костанай, Астана - Павлодар, Астана - Косшы, Астана - Коргалжын и Астана - Кокшетау. Суть предлагаемого для столицы новшества объяснил заместитель председателя правления компании “Астана LRT” Бейбут ЕСЖАНОВ (на снимке):

- Мы предполагаем, если сделать платный въезд в час пик, то, естественно, население пересядет на общественный транспорт. У нас сейчас имеется шестнадцать пригородных маршрутов, интервал движения - четыре минуты, поэтому все необходимые мероприятия для комфортной поездки пригородных жителей мы обеспечиваем.
Ввести “дорожный оброк” столичные власти намеревались еще два года назад. В 2016-м авто­владельцам обещали при въезде в Астану организовать удобную парковку, где они могли бы оставлять своих железных коней и пересаживаться на автобус. Однако до практической реализации проекта дело тогда не дошло.
Вот и теперь идею акимата заставлять граждан раскошеливаться всякий раз при въезде в стольной град мажилисмен Айкын КОНУРОВ (на снимке) оценил как по меньшей мере странную.

- В моем понимании это чисто либеральный подход, который нацелен на решение проблемы только за счет населения. Это неправильные начинания в сегодняшних условиях снижения реальных доходов населения. Это может привести к росту социальной напряженности. Люди будут воспринимать новшество как попытку заработать на них, - считает депутат.
В проектировании транспортной сети и организации движения общественного транспорта в Астане Конуров видит массу огрехов.
- Вопросы транспортного потока в столице нужно было решать на стадии проектирования, на основе мирового опыта рассчитать, по каким направлениям удобнее строить города-спутники, проложить железнодорожные магистрали. Запустить пригородные электропоезда - это быстро, безопасно и экологично. От Астаны, как лучи, почти по всем направлениям расходятся железнодорожные пути. Там, где невозможно ж/д сообщение, можно выстроить 6-8-полосные дороги с выделенными полосами для общественного транспорта. Сегодняшние технологии и доступ к информации о лучших моделях проектирования и управления в городах позволяют гражданам более требовательно и компетентно предъявлять претензии к чиновникам, - считает парламентарий.
Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ (на снимке) опасается, что Астана - это только первый звоночек. Не сегодня-завтра платный въезд предложат в Алматы и других крупных городах, полагает эксперт.

Правда, на днях заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Алматы Ерлан АДИЛОВ (на снимке) вроде бы развеял эти опасения. Однако чиновник ясно дал понять: “не сегодня” не значит “никогда”.

- Вопрос организации платного въезда в центральную часть города для иногороднего транспорта в настоящее время управлением не рассматривается, - сказал он и тут же сделал оговорку: - Однако, изучив международный опыт, считаем, что в целях упорядочения транспортных потоков и снижения использования личного транспорта вопрос платного въезда имеет место. Автотранспорт остается одним из основных источников загрязнения воздуха в Алматы.
Между тем, по словам Эдуарда Эдокова, в мире всего несколько мегаполисов, где введен платный въезд. Это большие города с развитой инфраструктурой, высокой плотностью населения и огромным количеством автомобилей.
- Нам далеко до такого уровня развития инфраструктуры, зато мы впереди планеты, когда вопрос касается “изобретения” каких-нибудь поборов с населения! Я считаю: перед тем как вводить ограничительные меры, необходимо создать хорошую альтернативу. Например, в Копенгагене, прежде чем ввести платный въезд, городская администрация потратила 500 миллионов евро на развитие инфраструктуры, чтобы сделать город максимально удобным для автомобилистов. У нас же все дешево и сердито: поставили шлагбаум - и потекла монетка в кармашки… Это неправильный подход с точки зрения уважения к гражданам, - не скрывает негодования Эдоков.
Скептически относится общественник и к механизму государственно-частного партнерства. По его словам, это схема, при которой частники начинают зарабатывать на простых гражданах.
- В Европе 70 процентов от сборов средств с платных парковок идет в бюджет. В Казахстане же лишь 30 процентов поступает в казну, а все остальное забирает частный партнер. Боюсь, что с платным въездом в Астану будет такая же ситуация: частный партнер будет снимать все сливки, а мы, как часть государства, ничего не получим, - опасается глава автомобильного союза.
Минус идеи столичного акимата сделать въезд в город платным Эдоков видит также в том, что это может привести к разжиганию розни на почве социального неравенства.
- Получается, если у человека нет денег, он не может въехать в город в утренние часы, чтобы, например, попасть на работу?! Сначала нужно сделать инфраструктуру, максимально комфортные дороги, проработать все альтернативные варианты - общественный транспорт, пригородные электрички, пешеходные, велосипедные дорожки - и только потом задумываться над платным въездом, - резюмирует Эдуард Эдоков.
Правозащитник Юрий ГУСАКОВ (на снимке) полагает, что платный въезд не избавит город от пробок, потому что сегодня неизменно растет количество транспорта и приезжих граждан. По его словам, гораздо эффективнее разгрузить дороги помогут хорошие развязки.

- Решение акимата сделать платным въезд не соответствует нормам Конституции, в частности 14-й статье, запрещающей дискриминацию по любому признаку. Кому-то, значит, можно будет пользоваться личным автомобилем и за деньги въезжать в город, а кому-то в силу финансового положения нельзя? - задается вопросом правозащитник.
Мажилисмен Бейбит МАМРАЕВ (на снимке) подчеркивает: столичные власти позиционируют Астану как “умный город”, соответственно, в нем необходимо развивать автоматическое управление дорожными потоками, а также отказаться наконец от ручного регулирования движения.

- Сначала нужно решить эти проблемы. А уже потом после широкого обсуждения в обществе думать о платном въезде, - резюмирует Мамраев.
Вообще, тема платных дорог для депутатов - как красная тряпка для быка. В сентябре на правительственном часе в мажилисе градус напряженности подскочил, когда министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК заявил о том, что протяженность платных дорог в стране увеличится до 11 тысяч километров. Мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ возмутился тем, что граждан без предоставления альтернативной - бесплатной - дороги вынуждают раскошеливаться. В ответ Касымбек лишь пообещал, что идеальные дороги в республике появятся уже через семь лет.
…Тем временем столичные власти “обрадовали”: вопрос о платном въезде в Астану будет решаться уже в 2019 году на слушаниях на общественном совете города.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана


Поделиться
Класснуть