2485

Поднимите им рейтинг!

     Премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ вчера на заседании правительства вновь поднял проблему невысоких позиций Казахстана в мировых рейтингах. На этот раз он пристыдил подчиненных за отставание в сфере энергосбережения.

О том, как Казахстан движется к достижению давней заветной цели - энергоэффективности, доложил министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК. По его словам, согласно стратегическому плану развития Казахстана до 2020 года и концепции перехода к “зеленой” экономике поставлены задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта страны не менее чем на 25 процентов к 2020 году и не менее чем в два раза к 2050-му (от уровня 2008 года). Промежуточные итоги таковы: энергоемкость ВВП по итогам прошлого года снижена на 18 процентов по сравнению с 2008 годом.
- В 2016 году Всемирный банк провел оценку государственного регулирования в области энергоэффективности по 111 странам мира. Казахстан занял 32-е место. Согласно обзору Международного энергетического агентства по уровню энергоемкости ВВП Казахстан из 143 стран занимает 119-е место. При этом энергоемкость ВВП Казахстана в сравнении со среднемировым показателем выше в два раза, со странами ОЭСР - в четыре раза, среди стран СНГ мы занимаем пятое место, - проинформировал глава МИР.
Однако Бакытжана Сагинтаева не устроили такие показатели.
- Казахстан на 32-м месте по рейтингу, Россия - на 18-м, Беларусь - на 19-м. Когда мы повысим свой уровень? - вопросил премьер.
В соответствии с “Дорожной картой”, ответил министр, до 2020 года Казахстан должен будет войти в тридцатку лучших стран рейтинга, а до 2050 года - в двадцатку.
- А что, мы в течение тридцати лет - с 2020 по 2050 год - не планируем никакой работы? - не унимался глава кабмина. - Поручаю Министерству по инвестициям и развитию принять меры по усовершенствованию требований энергоэффективности предприятий с выработкой четких алгоритмов снижения энергопотребления. И акимам районов нужно активнее работать с инвесторами и энергоемкими предприятиями. Отделы энергосбережения есть только в Костанайской и Павлодарской областях. В остальных регионах работа не ведется! Есть изменения или нет - контролировать это некому!
В ходе рассмотрения второго вопроса повестки заседания - о реализации госпрограммы “Нурлы жол” - Женис Касымбек рассказал, на каких автодорогах казахстанским водителям придется раскошеливаться. Так, уже с середины января 2019 года плату начнут взимать на участках Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос. Сейчас с октября на этих участках идет тестирование оборудования, взимающего плату за проезд. Наряду с этим ведется разработка проектно-сметной документации по устройству системы взимания оплаты на 5009 километрах. В частности, это международный автокоридор Западная Европа - Западный Китай. Монтаж систем взимания оплаты продлится на этих участках со следующего года. А в 2020 году системой взимания оплаты будут охвачены около 6,6 тысячи километров дорог.
Женис Касымбек также сообщил: согласно госпрограмме строительством и реконструкцией будет охвачено семь тысяч, а ремонтом - 10 тысяч километров автодорог республиканского значения. Уже в конце нынешнего года планируется открыть движение на 528 километрах. В коридоре Центр - Юг завершен участок Астана - Темиртау, в следующем году будет закончен участок Темиртау - Караганда.
- С этого года начаты работы на участках Караганда - Балхаш, Бурылбайтал - Курты, в 2019 году начнем участок Курты - Капшагай. По коридору Центр - Восток открыто движение на участке Астана - Павлодар, на участках Павлодар - Семей, Семей - Калбатау завершены все отрезки, кроме выхода из Павлодара. Завершение данного проекта планируется в 2019 году, - рассказал Касымбек, отметив, что полностью закончить дорожную эпопею планируется в 2019-2020 годах.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана


Поделиться
Класснуть