2404

Возвращение детей

     В Казахстане утвердят стандарты оказания услуг для детей, вернувшихся из зон боевых действий. Сегодня маленькие возвращенцы из Сирии и Ирака остро нуждаются в школе, репетиторах, медуслугах, психологах и жилье. Об этом говорили на специальном совещании Минобразования и науки в среду.

Как сообщили эксперты, первый ребенок из зон террористической активности вернулся в Казахстан три года назад. Сейчас он учится в 7-м классе обычной школы, и все вопросы, связанные с его реабилитацией, уже решены.
В общей сложности, по данным МОН, из зон конфликта на Ближнем Востоке в Казахстан вместе с семьями вернулся 91 ребенок. Из них детей дошкольного возраста - 35, школьного - 56. Некоторые из них родились уже в Ираке, Иране, Сирии, Египте и Турции и потому не знают ни казахского, ни русского языка. Из общего количества социальные пособия и выплаты получают 28 детей, а содействие в документировании оказано 21 ребенку. Над четырьмя детьми, матери которых осуждены, установлена опека со стороны близких родственников.
За это время каждый регион вернувшемуся ребенку помогал как мог, определенного стандарта оказания услуг, как, например, для жертв бытового насилия или детей с особыми потребностями, в Казахстане нет. Минобразования и науки только внесло предложения в законодательство о праве ребенка на защиту от террористической и религиозно-экстремистской деятельности, обязательстве прохождения реабилитационных процедур и отнесении этой категории детей к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. По сведениям КНБ, еще около 500 казахстанских детей - большей частью маленьких - все еще находятся в сирийско-иракской зоне.
Сегодня свою методику оказания специальных социальных услуг разработала сеть центров социально-правовой поддержки несовершеннолетних, располагающаяся в 13 регионах страны, в том числе в Карагандинской, Жамбылской, Актюбинской, Мангистауской областях. Вернувшимся из зон боевых действий детям и их мамам они предоставляют временные детские гостиницы, лекарства, психологов и помощь в освоении пропущенной школьной программы.
- Самая большая сложность в том, что дети не учились какое-то время, и приходится определять их в класс не со сверстниками, а с младшими учениками. Мы предоставляем репетиторов для изучения казахского языка, математики и других предметов, а также оплачиваем продленку, чтобы ребенку помогали делать домашние задания, пока их мамы трудоустраиваются. Есть у нас девочка 10 лет, она учится во 2-м классе, но должна учиться в 5-м и испытывает в связи с этим дискомфорт. Помимо репетиторов мы ей предоставили возможность заниматься народными танцами, она этого хотела. Вы же сами понимаете, такая категория детей обладает тоннельным мышлением, они не видели то, что видят наши дети, - рассказала на совещании координатор проекта по созданию центров социально-правовой психологической поддержки несовершеннолетних, представитель ОФ “Право” Ольга РЫЛЬ (на снимке).
По ее словам, процесс ресоциализации детей очень индивидуальный и длится минимум полгода. Дети бывают еще более закрытыми и запуганными, чем их родители, потому что для них все вокруг незнакомо. Также много времени отнимает подготовка документов.
- Надо понимать, что восстановление документов занимает достаточно долгий срок, только в рамках судебного процесса проходит три месяца, для внесения изменений в акты гражданского состояния, чтобы ребенок мог получить свидетельство о рождении. Есть женщины, которые родили детей, но никаких документов эти дети не имеют. В этих случаях назначается геномная экспертиза, которая длится месяц, и только потом заг­сы выдают свидетельство о рождении ребенка, - сказала Ольга Рыль.
Опыт центров по реабилитации возвращенцев настолько успешен, что именно его профильное ведомство и взяло на вооружение и планирует распространить на все местные исполнительные органы.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее