3698

Далеко ведущие показания

     В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы проходит главное судебное разбирательство по делу об убийстве Дениса ТЕНА (на нижнем снимке). Уже первые заседания показали, что процесс будет непростым как для подсудимых, так и для многих остальных его участников.

Как следует из обвинительного акта, в тот роковой день, 19 июля 2018 года, Нуралы КИЯСОВ, Арман КУДАЙБЕРГЕНОВ и его пассия Жанар ТОЛЫБАЕВА приехали из микрорайона “Шанырак-1” в центральную часть южной столицы, купив по дороге кухонные ножи и резиновые перчатки. Оставив машину возле гостиницы “Достык”, они вышли на свой криминальный промысел, двинув по улице Курмангазы в западную сторону. На пересечении с улицей Байсеитовой им на глаза попался лакомый кусочек - белый внедорожник марки Lexus. Оставив Жанар на стреме, парни начали скручивать зеркала, но были застигнуты хозяином машины (им оказался Денис Тен) на месте преступления - девушка не успела предупредить подельников.

Кудайбергенов бросился наутек, однако спортсмен очень быстро его настиг. Завязалась драка, в ходе которой “зеркальщик” отбивался снятым с пояса ремнем с тяжелой пряжкой. Киясов тем временем достал из рюкзака нож и подкрался к Тену сзади. Поняв задумку напарника, Кудайбергенов обхватил фигуриста и удерживал его, а Киясов нанес Денису два удара ножом в правое бедро. Чем все это закончилось, известно всем...
Тем не менее подсудимые обвинение в убийстве отвергают. В ходе судебного заседания Киясов твердил, что ничего не крал и никого не убивал. Кудайбергенов признал, что воровал зеркала с машин, однако убивать никого не собирался (“И в мыслях такого не было”, - сказал он). А Толыбаева и вовсе попросила суд освободить ее от уголовной ответственности: девушка якобы не знала, что планируется какое-то преступление, и не видела драку.
Впрочем, свою версию событий 19 июля подсудимые подробно изложат позже, а пока суд сосредоточился на двух других эпизодах этого уголовного дела. Они касаются краж зеркал с автомобилей, в совершении которых обвиняется Кудайбергенов. Как рассказал один из потерпевших Ермек ЖАНГАБАЕВ, в ночь на 22 июня 2018 года кто-то снял зеркала с его машины, припаркованной на пересечении улиц Шевченко и Шагабутдинова. Он написал заявление в полицию, и спустя какое-то время ему сообщили, что его зеркала найдены (как позже выяснится, у Кудайбергенова). Никаких подробностей потерпевший сообщить не смог и попросил больше не вызывать его в суд, так как к остальному он отношения не имеет.
Более интересным оказался разбор эпизода с кражей зеркал у жителя Астаны Сапара ШАМШИЕВА, о чем мы подробно рассказывали на страницах нашей газеты (см. “Сапар Шамшиев: Трагедии с Денисом Теном могло не быть!”, “Время” от 21.7.2018 г.). Он сам, а также занимавшиеся этим дело полицейские, привлеченные в качестве свидетелей, были допрошены посредством видеоконференцсвязи. Особенно жарким получился допрос бывшего дознавателя Алматинского РУВД Астаны Фаризы РАЗБЕКОВОЙ, которая умудрилась отпустить пойманного с поличным ранее судимого Кудайбергенова фактически под честное слово: в отношении него была избрана мера принуждения в виде обязательства о явке к дознавателю. На вопросы адвоката Нурлана УСТИМИРОВА о том, почему она так поступила, экс-дознаватель ответила, что оснований для задержания Кудайбергенова или даже подписки о невыезде не было: он дал признательные показания и попросил рассмотреть дело в ускоренном порядке. Кроме того, судимость у него к тому времени была погашена, парень подозревался в совершении преступления средней тяжести и имел постоянное место жительства в Астане.
- Но вы же не проверили, есть он там вообще, проживает ли по данному адресу! - возмутился судья Кеншилик АБЕЛЬДИНОВ. - Так же получается! Вы сами говорите, что там не были и даже обыск не проводили. При таких обстоятельствах как вы могли применять только меру принуждения, можете пояснить?
- В практике, когда преступление небольшой и средней тяжести, если судимость погашена, применяется обязательство о явке, - только и твердила свидетельница.
Примерно то же самое говорил и ее бывший начальник Алмас ШЕРЬЯЗДАНОВ, который счел освобождение Армана Кудайбергенова под обязательство о явке к дознавателю законным и обоснованным. Однако адвокат Устимиров с таким подходом категорически не согласен: после завершения допроса свидетелей он заявил ходатайство о вынесении в адрес прокуратуры частного постановления о проведении проверки и при наличии оснований потребовал привлечь Разбекову и Шерьязданова к уголовной ответственности за халатность.
- Ее халатное отношение и незнание законов привело к такому большому горю, - сказал он.
Вчера показания в суде дала мать погибшего фигуриста Оксана ТЕН, которая рассказала о своих подозрениях по поводу того, что все произошедшее не было лишь трагическим стечением обстоятельств.
- У нас не та страна, где автоворы настолько осмелели, что днем в центре города достают ножи и готовы убить, - сказала она. - Я не хочу, чтобы в эту версию верили люди. (…) Я думала, что могло послужить причиной того, что случилось. Скажу сразу, что многие темы я отмела сразу. Прежде всего я отмела финансовые вопросы, так как Денис не был материально зависимым, для него деньги не были самоцелью. Это было для него не так интересно, потому что он еще занимался главным для него делом - спортом. А еще он очень увлекся творчеством, и у него были большие планы. Что могло послужить причиной? Думаю, либо его жизненная позиция, которая кого-то не устраивала, либо его успех, который кому-то мешал.
Оксана Тен подробно изложила свои аргументы, которые, по ее мнению, указывают на заказной характер убийства Дениса, однако в этой субъективной версии довольно много вопросов и спорных моментов.
- Хочу добавить: больше всего меня коробит то, что подсудимые совершенно не испытывают чувства вины в том, что они сделали, - отметила мама Дениса. - Никто у меня еще не попросил прощения, никто своим поведением не показал, что переживает, что испытывает чувство вины.
В ходе вчерашнего судебного заседания также был допрошен ряд свидетелей. В частности, директор ресторана “Гедонист” Руслан ХАЙРУЛЛАЕВ, который заявил, что пригласил Дениса Тена на обед без всякой задней мысли.
- Обед ваш выглядел очень странным, - парировала Оксана Тен. - Ел один Денис, вы не притронулись, даже не накрыли себе. Вы неуважительно отнеслись к его приходу и уходу. Вы не проводили его в больницу. Для чего нужен был этот обед? (…) Может, тебя кто-то попросил все-таки Дениса пригласить?
- Никто не просил, я просто позвал друга пообедать, - уверял ресторатор. - Я очень сильно сожалею, что не проводил. Это моя большая ошибка. Может, вообще было ошибкой, что я его пригласил. Но я пригласил исключительно с добрыми намерениями. Больше я никаких целей не преследовал.
Допросив еще нескольких свидетелей, судья Абельдинов объявил перерыв. Следующее заседание по этому делу назначено на вторник, 8 января.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта nur.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть