Заём для таможни? Это можно!
Казахстан впервые может получить кредит в юанях, и пока не ясно, какими могут быть риски. Об этом вчера заявил вице-министр финансов Руслан БЕКЕТАЕВ, презентуя сенаторам из финансового блока соглашение о займе у Китая 2 миллиардов юаней.
Согласно документу Китай готов предоставить заем на 20 лет под рекордно низкую ставку - 2 процента годовых. Ежегодно Казахстан будет отдавать Китаю примерно по 7,7 миллиарда тенге.
- 2 миллиарда юаней - это порядка 116 миллиардов тенге, или 300 миллионов долларов. Всего - вместе с процентами - планируется возвращать порядка 154 млрд тенге. Это небольшая сумма для бюджета, соответственно, никаких рисков новый заем не несет. В прошлом году мы брали заем в евро, а теперь это наш первый заем в юанях, и мы не знаем пока, какой будет риск. Мы посмотрим, проанализируем и потом уже будем строить свою дальнейшую стратегию, - сообщил вице-министр финансов на заседании комитета сената по финансам и бюджету.
Одолженные деньги по условиям соглашения должны быть направлены только на модернизацию пунктов пропуска (восемь автомобильных и один железнодорожный) на границе с Узбекистаном и Китаем. Приступить к их переоснащению планируется в конце этого года, а закончить в 2022 году. Среди прочего планируется замена инспекционно-досмотрового комплекса на пункте пропуска “Достык” на востоке страны, где оборудование не менялось 16 лет.
При этом по договору Казахстан обязан приобрести у китайской стороны оборудование для сканирования машин и контейнеров, дезинфекции и дезактивации транспортных средств, а также установку по учету въезда и выезда транспортных средств через пункты пропуска.
В кулуарах сената газета “Время” поинтересовалась, какую выгоду получит Китай, выдавая столь дешевый кредит.
- Дело в том, что мы находимся в очень выгодном положении - между Китаем и Европой. Китай мониторит все перевозки. Например, морские перевозки из Китая в Европу идут полтора месяца, железнодорожные - от 30 до 35 дней, а вот автомобильные - 10-15 дней. То есть они видят, что есть огромный потенциал быстрее товары доставить. Был даже комичный случай, когда товары к Дню святого Валентина, которые везли в Китай, доставили к 8 Марта. И актуальность этих товаров потерялась. Так что это соглашение им выгодно, - ответил глава управления таможенного транзита и интегрированного контроля департамента администрирования таможенных операций Кайрат МАУБАЕВ (на снимке).
Если Китай сможет быстрее доставлять свой товар в страны Европы, то Казахстан после реконструкции увеличит пропускную способность пунктов в пять раз, что принесет казне дополнительные налоговые поступления - 300 миллиардов тенге в год. Китай будет платить нам за пользование нашим дорожным сервисом и за проезд через нашу территорию по платным дорогам.
В Министерстве финансов уточнили: государственного долга у Казахстана перед Китаем нет. Есть только гарантированный государством долг резидентов Казахстана, который в общей сложности составляет 1,2 млрд долларов.
После того как сенаторы на заседании комитета одобрили ратификацию соглашения, документ направили на пленарное заседание верхней палаты. Напомним, ранее получение этого займа единогласно одобрил мажилис.
Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан