Прорубить окно в Евразию
Казахстан пробьет коридор в Индию и Европу. Существующая транспортная инфраструктура уже работает на пределе своей пропускной и провозной способности. Об этом заявили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
- В наших планах преобразовать Казахстан в основной транспортно-логистический хаб в Центрально-Азиатском регионе. Для этого все предпосылки у нас имеются. Каркас транспортной инфраструктуры создан, сейчас необходимо усиленно наращивать эту железнодорожную инфраструктуру, терминальные мощности и строить морскую отрасль, чтобы наращивать наши позиции на Каспийском море, - выступил на круглом столе во вторник и. о. председателя комитета транспорта Мининдустрии Касым ТЛЕПОВ.
Для развития транзитных экспортных перевозок между Россией и Китаем власти планируют построить вторые пути железнодорожного участка Достык - Мойынты, а также обводную железнодорожную линию станции Алматы. Первый проект позволит увеличить объем транзитных перевозок между КНР и Европой, пропускную способность участка в пять раз и повысить скорость перевозки до 1500 км в сутки. А второй проект разгрузит алматинский узел на 30 процентов и сократит время доставки грузов до 24 часов.
Что касается Центрально-Азиатского региона, то сегодня станция Сарыагаш загружена почти на полную мощность. Поэтому в Мининдустрии намерены строить железную дорогу Дарбаза - Мактаарал, которая сократит транзитное расстояние в страны Средней Азии, а также обеспечит выход на Узбекистан через действующий пункт пропуска. Кроме того, этот путь соединит Мактааральский район с основной магистральной железнодорожной сетью, повлияв положительно на развитие региона.
Касым Тлепов рассказал, что в стране имеется собственный торговый флот, четыре сухогруза, которые активно работают на Каспийском море. Вместе с тем планируется ввести в эксплуатацию контейнеровозы.
- В планах у нас строительство собственного паромного флота. В долгосрочной перспективе хотим довести их количество до 10 единиц. Сегодня основным монополистом является азербайджанское пароходство. В условиях того, что у нас наращивается контейнерный поток, в порту Актау мы планируем построить контейнерный хаб, - сказал он.
Казахстанская сторона также намерена привлечь международную транспортно-логистическую компанию и мировых контейнерных операторов.
- Сегодня мы испытываем дефицит именно в контейнерах, поэтому если мы сможем привлечь этот контейнерный парк, это позволит нам значительно увеличивать наши транзитные экспортные мощности. Контейнеры, конечно, дороже, чем вагонные отправки, но это намного удобнее и быстрее по логистике, - отметил спикер.
Казахстан будет развивать также иранское направление, которое сейчас используется всего на 29 процентов.
- Это позволит нам выйти на Персидский залив, на рынок Индии, далее по открытым морским путям выходить на европейские рынки. Плюс в прошлом месяце там был организован демонстрационный контейнерный поезд, который прошел через Казахстан, Туркменистан, Иран и далее напрямую в Турцию! В целом глава государства все наши инициативы поддержал, и сейчас мы создаем рабочую группу для разработки на долгосрочную перспективу нашей транспортной стратегии, - резюмировал Касым Тлепов.
Тогжан ГАНИ, Нур-Султан