4310

Он виноват уж тем, что хочется им... скушать

Заседание в мажилисе походило на шоу по дискредитации вице-министра

Он виноват уж тем,  что хочется им... скушать
Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ.

Ни дать ни взять - именно 13-го (!) числа текущего месяца вице-министр национальной экономики Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ пришел в мажилис, чтобы представить новый законопроект о ведении бизнеса. Это тот формат так называемой презентации проекта (и почему сие действо все называют презентацией, непонятно - ну не подарок же представляют!), когда члены правительства пытаются очаровать депутатов своим документом и заручиться их благосклонностью, а те задают уточняющие вопросы и затем доводят проект до ума (хорошо, если так!) на заседаниях рабочих групп. Так вот, обычно такие “презентации” проходят в рутинном режиме. Но не в этот раз...

Сначала мажилисмен Казыбек ИСА перебил выступ­ление вице-министра, предложив ему посмотреть на потолок. Тот удивился, но не стал перечить.

- Вы не перепутали залы? Вы пришли в здание не Госдумы Российской Федерации, а в мажилис Казахстана, и поэтому доклад нужно излагать на государственном языке! - потребовал депутат.

Докладчик молча полистал свои бумаги и, видимо, не найдя там ничего подходящего, продолжил выступать на русском, в конце попросив депутатов поддержать законопроект. Парламентарии, позволившие чиновнику зачитать доклад до конца, затем по очереди стали хейтить его за незнание госязыка.

Депутаты принципиально задавали свои вопросы на казахском. Вице-министр краснел, бледнел, пыхтел, мямлил и просил разрешить ему отвечать на русском. Избранники народа с насмешкой просили передать привет министерским переводчикам за неграмотное переложение официальных справок и таблиц на казахский язык. Депутат Ерболат САУРЫКОВ прямо сказал, что хотя и является специалистом по родному языку, но треть текста бумаг на госязыке не понял.

Лишь несколько человек, пожалев чиновника, заговорили на официальном языке. Среди них Бакытжан БАЗАРБЕК. Но зато от него поступила самая беспощадная критика документа. Он сказал, что сильно разочарован, потому что не увидел в нем норм, усиливающих госконтроль над бизнесом в сфере санэпидемиологического благополучия, а также архитектуры и строительства.

Бакытжан БАЗАРБЕК.

- Этот проект - пустышка! Это белый лист бумаги, тут ничего не написано! - чуть ли не театрально закатывал глаза депутат. - Например, у нас в санитарно-защитной зоне восьми промышленных предприятий возведены много­этажные жилые дома. Теперь получается, что из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований эти заводы могут закрыться, люди могут выйти на улицу. Как вы собираетесь усилить санитарно-эпидемиологический контроль? Здесь, в законопроекте, вы должны ответить! Или вот: в Алматы люди живут на пороховой бочке. Если случится мощное землетрясение и мы будем искать крайних, кто будет повинен в массовых жертвах? Для чего вы, собственно говоря, сюда пришли?!

Вице-министр ответил, что законопроект не ориентирован на ужесточение контроля и ответственности в указанных депутатом сферах.

- Но вы сами понимаете, что существует такая проблема? Тогда в каких законопроектах мы должны заложить эти нормы, если не в этот, который называется “О ведении бизнеса”? Или вы собираетесь прийти в парламент с другим законопроектом? Либо вы не видите проблемы застройки в Алматы в сейсмоопасных зонах, проблемы застройщиков, которые строят в рекреационных зонах? Это называется формализм, пустой выхлоп! - застучал Базарбек по столу. - Лишь бы просто имитировать деятельность. Конечно, за вами никто не стоит, а за нами - народ! Кто должен сажать в этот законопроект ответственность бизнеса в сфере архитектуры, градостроительства и санэпидблагополучия? Токаев? Или вы? Я требую, чтобы посадили сюда вопросы ужесточения госконтроля!

Модератор заседания - глава комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай САБИЛЬЯНОВ - пытался сдержать пыл разгорячившегося коллеги. Он объяснил, что тот может внести предложение в законопроект, на это у него есть полное право.

Нуртай САБИЛЬЯНОВ.

- Сейчас идет просто знакомство с законом. А дальше в рабочей группе будем вносить предложения. За это мы получаем зарплату, для этого нас народ сюда отправил, - заметил Сабильянов.

- Если бы я не пришел на это собрание, этот вопрос бы никто не поднял! - вскинул Базарбек вверх указательный палец.

- Поднял бы кто-нибудь из 98 депутатов обязательно. У всех есть мысли, предложения - никто не должен считать, что он самый лучший, самый умный, - мягко оттенил настрой коллеги модератор.

- Я и не считаю себя лучше других. Я поднимаю вопросы о чаяниях народа, - бросил, возможно, обидевшись, депутат.

Другой мажилисмен, Аскар САДЫКОВ, тоже огорчился. Он не нашел в законопроекте ответа на вопрос, как правительство разберется с бешеными процентами по кредитам для бизнеса.

- Когда правительство разберется с замордованием бизнеса? Соглашусь, что проект - пустышка, в него пытаются засунуть какие-то мелкие вещи, а не основные проб­лемы предпринимателей, - сказал депутат.

- Да, процентные ставки - большая проблема. Но банки формируют свои ресурсы для финансирования кредитов за счет депозитов. Чтобы ставка у банков по кредитам была 5 процентов, они должны депозит получать под 2 процента. Когда у нас инфляция в стране, по официальным данным, 20,3 процента, никто не положит на депозит деньги под 2 процента, - парировал Тимур Жаксылыков. - Поэтому пока высокую инфляцию не победим (а правительство вместе с парламентом работает на этот счет), у нас ставки, к сожалению, будут высокими!

Критика продолжалась полтора часа. К концу заседания у гладкого и аккуратно одетого чиновника от язвительных стрел депутатов съехали набок очки и галстук. Все депутаты рассчитывали увидеть в законопроекте одно, а правительство представило им другое.

На помощь вице-министру пришла депутат Екатерина СМЫШЛЯЕВА. Она доходчиво объяснила коллегам, что они, возможно, не в курсе, но этот проект - “составная часть большого законопроекта, который разрабатывался по поручению президента по новой регуляторной политике”.

Екатерина СМЫШЛЯЕВА.

- Всего он состоит из трех законопроектов. Первый том законопроекта уже одобрил старый созыв, проделав очень большую работу. А третий еще разрабатывается в правительстве, - сказала она. - И они неразрывно связаны. Второй законопроект критически важен, с 1 января 2024 года мы должны начать регуляторику с чистого листа. Огромная работа над этим законопроектом была проделана, поэтому я хотела бы его поддержать.

- Спасибо большое, Екатерина Васильевна, за разъяснение и поддержку! - приободрился чиновник.

Но зря он понадеялся, что на этом критика депутатов закончится.

- Я солидарен с коллегами, что законопроект оставляет желать лучшего. Опять получится, что гора родила мышь. Пока системные проблемы бизнеса - кошмары налоговиков, высокие процент­ные ставки и другое - не решатся, я думаю, завтра уже не нужен будет третий законопроект для бизнеса, потому что его может и не быть, - многозначительно подытожил Ерлан БАРЛЫБАЕВ.

А у меня все время, пока шло заседание, и даже после него в голове вертелась знаменитая поговорка про кошку: неважно, какого она цвета, лишь бы мышей ловила! Разве не так, уважаемые депутаты?

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть