3185

Автобусов мало, “зайцев” - полно

Обсуждали проблему в пятницу в маслихате Астаны. Поговорить и правда было о чем: депутаты предварительно исследовали автобусные маршруты, осмотрели остановки, почитали статистику. И сверили собственноручно полученные данные со словами заместителя акима города Ерлана БЕКМУРЗАЕВА.

Автобусов мало, “зайцев” - полно

По сведениям акимата, сейчас общественным транспортом пользуются не менее 48 процентов астанчан, а это около 600 тысяч человек. Для их удобства 1540 автобусов курсируют с 6.00 до 23.00 по 99 маршрутам. Ждут свои автобусы горожане на 1400 остановках, 200 из которых теп­лые зимой.

В прошлом году было запущено три новых маршрута, 33 уже действующих улучшено, на улицах введены еще две новые автобусные спецполосы (Bus Lane), сдано в эксплуатацию 36 остановочных комплексов, обучены 613 водителей.

Кстати, о Bus Lane: они показали свою эффективность, и не только для автобусов, но и для машин скорой медпомощи и прочей спецтехники - те же пожарки стали добираться до места вызова гораздо быстрее.

- Учитывая опыт, это направление продолжат развивать. Всего под автобусные линии отведено 93 километра столичных дорог на 27 участках, введут еще 20 километров, - уточнил Бекмурзаев.

Тут, правда, вышла неувязочка: одна из депутатов разглядела на экране запланированную Bus Lane по проспекту Кошкарбаева и искренне удивилась: а зачем же она там, если уже не первый год жители близлежащих домов жалуются на полное отсутствие по этой улице автобусных маршрутов?! При этом остановка там есть, и еженощно в ней зажигают свет, только вот непонятно для кого. Бекмурзаев пообещал самолично проинспектировать улицу и остановку. Это из хорошего.

Негатива добавляют сами транс­портники: в 2022 году зафиксировано 1535 нарушений, через центр Ikomek ежедневно поступает более 3000 обращений, львиная доля которых - жалобы на несоблюдение графика движения автобусов, еще есть жалобы на некорректное поведение водителей. Водителей штрафуют и отправляют на переобучение.

По-прежнему ощущается острая нехватка автобусов: новых уже закуплено 55 штук, но нужно еще 300-350, тогда проблема не будет стоять так остро, появятся новые маршруты. Правда, сажать за руль пока некого: вкупе с транспортными средствами Астана никак не может обеспечить себя водителями общественного транс­порта. Их на данный момент 1000 с хвостиком, а нужно еще как минимум столько же!

Автобусное решение акимат видит в принятии трехлетнего плана субсидирования столичного транс­порта, причем, что очень желательно для местной казны, из республиканского бюджета. А еще можно закупать автобусы через Фонд развития промышленности.

Что касается водителей, докладчик высказал весьма смелое предложение: а давайте-ка упростим получение прав категории D, зачем все эти заморочки со стажем? Тогда за руль сядет больше молодежи, сейчас ее, в возрасте 23-25 лет, всего пара процентов от общего числа шоферов. Забегая вперед, скажем, что такую смелую мысль в пух и прах раскритиковал депутат Еркегали ЕСЕНЖОЛОВ:

- Нельзя умалять требования квалификации и стажа для водителей! Эти правила ведь не зря придуманы. Тут надо в первую очередь думать о проблеме в целом: три года назад недоставало 500 водителей, сейчас - 1500, и ничего не делается с этим, мы только говорим, говорим… А ведь это в первую очередь безопас­ность!

А еще транспортников одолели “зайцы”! Только в прошлом году их наловили аж 125 тысяч, в нынешнем - уже под 90 тысяч. Если перевести это в деньги, то безбилетный проезд в столице в 2022 году обошелся почти в 3 млрд тенге! А ведь на эту сумму можно было купить те самые недостающие автобусы… Для борьбы с ушлыми предлагается наделить контролеров полномочиями штрафовать их на месте, а не ждать приезда полиции.

От депутатов о транспортных проблемах Астаны и пробелах говорил Владислав СЕРГЕЕВ. Знают в маслихате и о “зайцах”, и о нехватке автобусов и водителей.

- Насчет водителей: пока мы так и не услышали от акимата ответа, в каком же направлении двигаться. Здесь нужен комплекс мер, в том числе создание комфортных для них условий. Пока же мы видим полное их отсутствие, отсюда и сложности. Ну в каком состоянии водитель будет курсировать на линии, не имея возможности ни отдохнуть, ни перекусить? Нет у нас остановочных комплексов для автобусников - с туалетами, столовыми, душем. А сделать бы несколько таких приличных в рамках бюджета - и, глядишь, бизнес бы потянулся, - предложил контрдокладчик.

Поддержал заботу о водителях и депутат Бауржан КАСЫМБЕРГЕБАЕВ:

- Важный момент, упущенный из виду управлением: водители и сотрудники автопарков не обеспечены жильем. Было бы правильным выделить земельные участки под строительство общежитий, это ведь послужит привлекающим фактором.

Упомянули маслихатовцы и многострадальное ЛРТ: было бы прекрасно не только достроить его, но и расширить, превратив не просто в экскурсионно-показательный объект, а в устойчивую часть системы общественного транспорта. И желательно бы протянуть линию до Косшы: каждый вечер на проспекте Кабанбай батыра случается транспортный коллапс из-за пытающихся поймать попутку прямо на дороге оби­тателей этого городка.

Закончилось заседание сессии решением в скором времени принять документ с конкретными сроками и мерами, тут вся надежда на скорость и адекватность столичного управления транспорта.

- Если хотим, чтобы горожане пересели на общественный транс­порт, мы должны соблюдать критерии и создать для людей условия! - заключил председатель маслихата Ерлан КАНАЛИМОВ.

Ну прям как в Алматы, о чем не единожды на страницах нашей газеты писали мои коллеги из южной столицы.

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

Поделиться
Класснуть