2153

Оказалось, что не майнинг

В Актобе компании, уличенные в майнинге, через суд доказали свою непричастность к крипте.

Оказалось, что не майнинг

Три года назад в Актобе презентовали центр обработки данных мощностью 5 петабайт с собственной газопоршневой станцией. Автором проекта стоимостью почти 11 миллиардов тенге стала компания Aktobe Smart Tech. Представляя ее, в областном акимате, помнится, заявили, что в регионе делается все для развития “экономики будущего”. Сами владельцы центра планировали довести годовой объем производимой продукции до 7 миллионов долларов США. Также там обещали создать 15 рабочих мест.

Спустя два года, в конце 2021-го, в городе решили открыть еще один центр обработки данных стоимостью 1,5 миллиарда тенге. Строить его взялась компания Digital Solutions & Co. Целью проекта также было названо “создание и продвижение современных технологических решений на территории страны”.

При этом и в первом, и во втором случаях участки под центры выдали в индустриальной зоне. Для этого организации заключили договор с СПК “Актобе” об аренде земли на 49 лет.

Увы, в прошлом году картина кардинально поменялась - все, что было помпезно презентовано под лозунгами об инновационности, компетентные органы назвали обычным майнингом. К примеру, Aktobe Smart Tech, как посчитали прокуроры, осуществляла деятельность по цифровому майнингу, выбрав рынком сбыта услуг Китай, Россию, США, ОАЭ и Японию.

Что касается Digital Solutions & Co, то ее тоже уличили в несоответствии деятельности изначально заявленным целям. Компания занималась не обработкой данных госорганов и организаций квазигосударственного сектора, а майнингом криптовалют.

Возникший в регионе дефицит газа надзорный орган также связал с деятельностью Aktobe Smart Tech - она использовала газогенератор для снабжения центра электричеством. В месяц, по сведениям прокуратуры, майнинговая ферма потребляла просто огромный объем газа - 5 тысяч кубометров, а всего намотала 43 миллиона кубометров. Из-за этого страдали другие потребители, а предприятие “КазТрансгаз Аймак” ограничивало другие фирмы в подключении к голубому топливу.

Все закончилось тем, что весной прошлого года обе компании попросили на выход. Тогда прокуратура публично заявила: индустриальная зона предназначена для осуществления инвестиционных проектов, которые должны быть направлены на развитие экономики области.

- Майнинговая же деятельность этим требованиям не отвечает, - пояснил журналистам помощник прокурора Актюбинской области Есеней СУЙСЕНОВ, отметив, что в связи с этим теперь предстоит возвратить в государственный фонд незаконно выданные участки.

Увы, суд СПК “Актобе” проиграла. С прошлого года она пыталась расторгнуть договоры с обеими компаниями, но убедить суд, что ответчики являются майнинговыми фермами, ей так и не удалось. Судебные эксперты Актобе и Караганды не подтвердили осуществление ответчиками майнинговой деятельности в индустриальной зоне.

Один из взятых на исследование серверов показал, что его возможно использовать для размещения, обработки и хранения данных. А другой, как посчитали специалисты, не предназначен для цифрового майнинга. Сами объекты, по заключению экспертов, были признаны отвечающими критериям центров обработки данных. Оценив эти и другие доводы совокупности, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Облсуд также не стал менять решение суда первой инстанции.

“Обе компании продолжают свою работу в индустриальной зоне”, - прокомментировали в пресс-службе СПК “Актобе”.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть