Купец не тот, и товар его такой же
С начала этого года недовольным покупателям в Алматы помогли вернуть свыше 90 млн тенге. Чаще всего жертвами аферистов и мошенников электронной торговли становятся покупатели автомобильных аксессуаров, смартфонов, одежды и обуви, мебели на заказ.
Представители департамента торговли и защиты прав потребителей (ДТЗПП) по Алматы рассказали на брифинге в Региональной службе коммуникаций, что только с начала года в ведомство поступило свыше 3500 обращений недовольных граждан. В результате на основе внеплановых проверок точек торговли составлено 120 административных протоколов с возвратом денег заявителям. На самом же деле в реальности жертв недобросовестного предпринимательства гораздо больше.
- Население недостаточно осведомлено о нормах закона о защите прав потребителей. Это и приводит к тому, что предприниматели нарушают законные права и интересы покупателей, - объяснил замруководителя ДТЗПП Нурлыбек БИМУРЗАЕВ. - Чаще всего это происходит в сфере электронной торговли: потребители сталкиваются с недобросовестными продавцами - по почте приходит абсолютно не тот товар, который был заказан, либо качество продукции не соответствует тому, что было заявлено в рекламе или на интернет-площадке.
Самый распространенный вид мошенничества - лживые объявления на сайтах и в соцсетях.
- Чем привлекают мошенники потенциальных жертв? Прежде всего необоснованно низкими ценами. При заказе товаров вас попросят внести предоплату, например, на некий виртуальный кошелек через терминал экспресс-оплаты. Далее магазин в течение нескольких дней будет придумывать отговорки и обещать вам скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет либо пришлет некачественный товар, - поделился одной из популярных схем мошенничества Бимурзаев.
В департаменте заверяют: серьезные интернет-магазины не просят перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона. Если цена товара значительно ниже рыночной, то этот факт уже должен вызвать подозрение. Перед покупкой в интернет-магазине следует запросить информацию об этом юридическом лице. Важно узнать и адрес, по которому можно направить претензию в случае, если потребитель будет недоволен покупкой.
Напоследок Бимурзаев отметил: потребитель добровольно выбирает товар и производит покупку, поэтому ответственность по выяснению данных продавца ложится на самого покупателя. А уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей не проводит розыскные мероприятия в отношении недобросовестных участников, этим занимается полиция.
Екатерина ТИХОНОВА, Алматы