2049

Под толстым каблуком импорта

Качественные ботинки, кроссовки и туфли становятся предметами роскоши, позволить себе их могут все меньше казахстанцев. Депутаты парламента даже предложили включить обувь наравне с продуктами в перечень социально значимых товаров для населения, ведь в текущем году она подорожала на 18-20 процентов.

Под толстым каблуком импорта

“То ли еще будет”, - предостерегают продавцы, предлагая купить в рассрочку повседневные сапоги на рыбьем меху за 90-120 тысяч тенге. Почему страна села в калошу, выясняла наш корреспондент.

Золотой башмачок

Покупка обуви в рассрочку, потребительские кредиты на приобретение туфель и сапог для всей семьи, очереди в магазины секонд-хенда в день поступления товара и горы обуви на реставрацию в мастерских - наша действительность.

На обувные ряды алматинской барахолки заглядываю редко, поэтому рост цен показался значительным, особенно на добротную детскую обувь, спортивную, женские сапоги.

Продавцы отмечают: жизнь в целом подорожала и все идет к тому, что население будет массово носить летом дешевые сланцы, а зимой - утепленные калоши, потому что другая обувь просто не по карману. Среди разношерст­ного товара, преимущественно китайского, российского и узбекского, обнаружила казахстанский из поливинилхлорида - шлепанцы, сапоги, калоши. Качество хорошее, цены не заоблачные.

Нашла еще сайты нескольких местных производителей в разных городах страны, они шьют обувь для детей и взрослых, изготавливают валенки. Производства можно пересчитать по пальцам. Но на рынке Алматы их продукции нет. В целом отечественный товар теряется в общей массе импорта, о чем говорит и статистика.

Так, если рассматривать обувной рынок страны, то в текущем году доля продукции казахстанских обувщиков составляет всего 3,3 процента (включая госзаказы для силовых структур, на рабочую обувь). В прошлом году они выпус­тили 1,7 миллиона пар для страны с населением 19,8 миллиона человек. Это мизер, учитывая, что казахстанцы за год купили более 41 миллиона пар. При этом импорт растет, особенно дешевой обуви с использованием резины и пластмассы. По данным Бюро национальной статистики, в январе - мае этого года к нам завезли почти на 50 процентов больше обуви c наполнением из резины и пластмассы по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.

Поставки из Китая выросли почти в два раза, составив 17,5 миллиона пар. Больше башмаков стали поставлять Турция и Вьетнам. Индонезия импортировала нам 27,9 тысячи пар с верхом из текстильных материалов на сумму 1,8 миллиона долларов.

Среди поставщиков также Узбекистан, Россия, Беларусь, Индия, Малайзия, Пакистан, Польша, Италия, Испания, Грузия, Португалия, США, Германия, Венгрия и другие страны. Как заметили продавцы, на рынке все больше узбекского товара, а с открытием у соседей завода по производству фирменных кроссовок ожидается рост спроса со стороны казахстанцев и, соответственно, импорта.

Как убивают отрасль

С 1 апреля текущего года в Казахстане вступили в силу правила маркировки и прослеживаемости обувных товаров: продавать обувь, не зарегистрированную в информационной системе (ИС МПТ), запрещено.

По данным Министерства торговли и интеграции, за два месяца действующих правил объем маркированной обуви в Казахстане вырос с 6,1 миллиона единиц в марте до 15 миллионов в мае. Мера направлена на то, чтобы пресечь теневой ввоз и оборот товаров.

По официальным данным, статистика теневой экономики в этой отрасли составляла 48 процентов, то есть каждая вторая пара ввозилась в Казахстан нелегально.

В министерстве уверены, что отечественные производители особенно заинтересованы в соб­людении правил цифровой маркировки: дескать, система не позволит ввозить обувь нелегально.

Возможно, доля серого импорта и снизилась. Только отечественным обувщикам не стало легче дышать и развитие не пошло бурными темпами. Недавно на площадке НПП “Атамекен” обсуждали их насущные проблемы: засилье импортной продукции, нехватку сырья (предприятия вынуждены использовать в работе импортные ткани, кожу, нити, фурнитуру, подошву, которые в Казахстане почти не производят), а также кадровый голод. Производства не могут найти инженеров, технологов, работников среднего звена. Аналогичная картина в мастерских по ремонту и реставрации. Здесь трудятся старые сапожники, которые не могут подыскать себе замену, - молодежь не идет в нерейтинговую и низкооплачиваемую профессию.

- Что еще тормозит развитие обувного дела? - спросила я главу Ассоциации предприя­тий легкой промышленности РК Наталью АХШАБАЕВУ.

- По сути, от государства нет никакой поддержки отрасли, - констатирует моя собеседница. - Мы платим пошлины на то, что в стране не производится. Все государства защищают своих производителей: попробуй завезти что-то в Китай, там выставили такую пошлину, что не захочешь ввозить! Для отечественных производителей нет льготных ставок на ввозимое сырье и льготных кредитов. Плюс нас губит повальная коррупция.

Мы написали стратегию развития легкой промышленности Рес­публики Казахстан на 2021-2030 годы, показали наши возможности и прописали комплекс мер, как можно помочь отрасли, - продолжает эксперт. - К этой стратегии прописан план мероприятий, в том числе в “дорожной карте”, однако ни один пункт не исполняется.

Прибыль тратим на эксперименты с сырьём

Мне очень хотелось узнать, как живут немногочисленные производители обуви в стране. Алматинец Алексей НЕХОРОШЕВ - музыкант, но… неожиданно начал выпускать ботинки.

- Идея во мне жила с 16 лет. Я был влюблен в это производство, много изучал, долго выбирал обувь, вскрывал ее, разбирал, - рассказал Алексей. - Отец привил понимание, что такое настоящие ботинки, туфли. Желание заняться этим было напрямую связано с тем, что рынок не предлагает качественных решений. Даже то, что стоит хороших денег, при вскрытии - низкосортная кожа, странный наполнитель, порой некая бутафория.

Поначалу экспериментировал с кожаными ремнями. Обувное производство сложнее, нужны площади, ресурсы, станки и так далее. Мне повезло встретить обувщика, который приехал из Греции и в Таразе открыл свой бизнес. Рассказал ему о своих замыслах. Он удивился: неужели в Казахстане кто-то хочет делать обувь из кожи, а не из пластмассы и резины? Мы начали производство на основе фабрики в Таразе, у которой был исчерпывающий багаж оборудования и опыт.

- Как у вас с сырьем?

- Абcолютно все приходится закупать: кожу - в Греции, Турции и России, подошву - в Греции и Турции, фурнитуру - в Китае и Турции.

- Знакомые обувщики говорят, что местная кожа не годится для производства, так как шкуры портят оводы, мухи плюс неправильное хранение….

- Много проблем, связанных с логистикой, системой хранения. За все время, что я занимаюсь обувным делом, нашу небольшую прибыль мы потратили на то, чтобы самим делать обувную кожу.

Парадокс: в стране, где есть свои овцы, коровы, козы, катастрофически не хватает сырья!

Развитие сырьевой базы для обувной промышленности также прописано в программе, предложенной Ассоциацией предприятий легкой промышленности.

- Мы съездили в Монголию, посмотрели. Там шерсть, шкуры - экспортный товар. А мы сжигаем 70 процентов шерсти и шкур, не перерабатываем, - говорит Наталья Ахшабаева. - Все это в конечном итоге убивает отрасль. Но нас не слышат!

Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть