1837

Охота на рабочих

Правительство пытается легализовать труд курьеров и таксистов, занятых через онлайн-платформы

Охота на рабочих

Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ объявил профессии, остро необходимые прямо сейчас экономике страны. На основе этого списка он велел министерствам науки и просвещения сформировать актуальный перечень образовательных грантов.

На заседании кабмина во вторник глава Минтруда и соцзащиты населения Светлана ЖАКУПОВА сообщила о прогрессе в трудоустройстве безработных. За девять месяцев этого года работу нашли 734 тысячи человек, из которых половина - молодежь. Они нашли себя в сферах сельского и рыбного хозяйства, строительства и производства, образования, здравоохранения и социального обслуживания. Оказывается, случаются даже такие приятные события! Правда, только за 76 процентов трудоустроенных перечисляются пенсионные отчисления, что подтверждает их работу на постоянной основе. Отсюда ложка дегтя: а на каких же условиях работают остальные 24 процента?..

Жакупова объяснила, почему с недавних пор центры занятости переформатированы в областные центры трудовой мобильности:

- Центры занятости работали сами по себе, без областного уровня и, соответственно, не владели информацией по рынку труда: какие трудовые ресурсы необходимы для этого конкретного региона, кого они должны трудоустраивать, какие рабочие места открываются, какие проекты реализуются... Переизбыток рабочей силы у нас зафиксирован в западных и южных регионах. Соответственно, именно там должны реализовываться индустриальные проекты. А колледжи и высшие учебные заведения должны под эти проекты готовить специалистов. Север и восток - это трудодефицитные регионы, в них действуют промышленные объекты, а средний возраст работающих на этих предприятиях - 50 плюс.

Теперь областные центры трудовой мобильности будут анализировать рынок труда в своих регионах.

Премьер-министр Смаилов напомнил о потребностях страны. До конца года, по его словам, нужно трудоустроить еще около 300 тысяч казахстанцев.

- Перед нами стоит серьезная задача по трудоустройству 1 миллиона человек в текущем году. За оставшиеся два с половиной месяца все плановые показатели должны быть достигнуты. Сегодня нужны специалисты в сфере энергетики, нефтегазовой индустрии, в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в сфере транспорта и логистики, IT-сфере. Министерствам науки и просвещения надо предусмотреть это при формировании грантов, - отметил премьер.

Он спросил у Жакуповой, что делается для легализации труда курьеров и таксистов, занятых через онлайн-платформы.

- С законодательной точки зрения мы утвердили правовое положение этих работников. Кроме того, мы с компанией “Яндекс” проводим пилотный проект. Мы определили эту компанию как налогового агента. Определен налог в размере 4 процентов. Именно этот размер удерживается от заработка граждан, работающих на этой платформе, поэтому мы его оставили, - сказала министр. - Однако реализация пилота столк­нулась с проблемами, потому что действующее законодательство требует от работников регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Необходимо принять постановление правительства с иным порядком налогообложения, чтобы ввести вот эти 4 процента и никого не регистрировать. Достаточно присоединиться к публичному договору на интернет-платформе, и, соответственно, все платежи будут идти в бюджет или в фонды. Все это оператор будет проводить одним платежом.

Со слов Жакуповой, это выгодно водителям, которые смогут работать напрямую с самим оператором. А 4-процентный налог будет автоматически расщепляться: один процент поступит в бюджет за ИП, еще один - в пенсионный фонд и еще по одному - в фонд соцмедстрахования и госфонд социального страхования.

- Это наиболее благоприятные условия для того, чтобы быть защищенным. Вы понимаете, если уже след прошел по перечислению и отчислению, то годы его работы на интернет-платформе будут учитываться при начислении базовой пенсии. Если наступят социальные риски, то, соответственно, он тоже будет претендовать на выплаты. Если ему необходимо будет получить медицинскую услугу, то он может получить ее, потому что статус уже застрахован, - пояснила глава Минтруда.

В кулуарах она привела журналистам статистику о среднем сроке жизни казахстанцев после выхода на пенсию. Оказалось, что у обычного человека это 17 лет, а у работавших во вредных условиях всего 10.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть