929

Овёс нынче дорог

Уральцы будут платить за поездку в общественном транспорте больше, чем алматинцы и жители столицы! Людей возмущает, что из их карманов власти пытаются закрыть то, на что не хватает бюджетных средств.

Овёс нынче дорог

Еще летом чиновники начали осторожно готовить горожан к новшеству, периодически упоминая низкую стоимость проезда в различных выступлениях и интервью. А 26 сентября на портале “Открытые НПА” появился проект постановления с новыми ценами. Безналичным способом пассажиры будут платить 120 тенге вместо прежних 80. Налом оплата вырастет со 150 до 200 тенге. Проект вызвал шквал критики от населения. Шесть страниц гневных постов с перечислением всех прегрешений местных перевозчиков - такой активности на сайте “Открытые НПА” со стороны уральцев не было очень давно.

Год назад акимат повышал тариф на проезд с 60 до 80 тенге безналом и до 150 наличкой. Тогда было обещано, что ситуация с общественным транспортом улучшится. Однако изменений в лучшую сторону не наблюдается. И даже сегодняшние цены не соответствуют услугам, которые оказывают перевозчики, не говоря уже о повышении стоимости проезда.

- Утром и вечером в час пик толпа народу с детьми, едут в давке, - сетует жительница Уральска Алия МУХАНОВА. - Водители 22-го маршрута везут людей как дрова: резко тормозят и резко двигаются. Летом в автобусах жарко, зимой холодно.

- Что за издевательство? На каком основании повышают плату за проезд?! - возмущена Гульжан БАЙНАШЕВА. - Автобусы старые. Вечером вообще не дождешься их, да и днем интервал большой. Некоторые ездят без кондуктора, и в полном автобусе тяжело пройти вперед и сделать оплату или пробить карточку. Вторую дверь не открывают. Еще и грубые водители попадаются.

- При безналичной оплате очень часто либо нет сети, либо не работает аппарат, - утверждает Анастасия АДАМЕНКО. - Вы для начала устраните данные проблемы. Далее обновите полностью автопарк, отрегулируйте их работу. Никаких условий для пассажиров нет, но при этом цены повышаются и повышаются.

Примечательно, что люди принципиально не против повышения цен. Многие согласны на эту меру при определенных условиях.

- Ну это же просто абсурд, - считает жительница Уральска Ольга СМИРНОВА. - У нас небольшой, фактически провинциальный город, а проезд дороже, чем в столице или в Алматы. Никому, наверное, не надо рассказывать, насколько выше зарплаты в этих городах. Как можно объяснить то, что при более низких заработках мы будем платить больше?

У автобусников своя правда. По словам учредителя ТОО “Западно-Казахстанский автобусный парк” Марата АБДРАХМАНОВА, при установленном год назад тарифе 80 тенге реальная стоимость поездки пассажира на его маршрутах в среднем составляет 240 тенге.

- Мы не можем купить новые автобусы и создать качественное обслуживание, - говорит Марат Абдрахаманов. - Ни один нормальный водитель не хочет садиться в автобус, которому уже 17 лет. Мы купили 30 автобусов на 1,6 млрд тенге. Из-за слабого субсидирования ежемесячно должны платить 23 млн тенге лизинговых платежей. В прошлом году за просрочку заплатили 10 млн штрафов, потому что нас нормально не субсидировали.

В городском акимате не отрицают, что с субсидиями все сложно. В текущем году из бюджета города автобусные парки получат порядка 5 млрд тенге. Но с их выплатами часто запаздывают и к тому же субсидий объективно не хватает.

- С 2016 года в три раза выросла стоимость топ­лива. Увеличилась зарплата водителей со 180 тысяч до 350 тысяч тенге. Подорожали запчасти. Перевозчики на 20 процентов обновили свой автобусный парк, в этом году еще закупают новые автобусы, - говорит заместитель акима города Асхат КУЛЬБАЕВ. - С переходом на безналичную систему оплаты деятельность перевозчиков для нас прозрачна, и мы видим, что доходы действительно не покрывают всех их расходов. Автобусным паркам не хватает порядка 2,5-2,9 млрд тенге, но бюджет больше 5 миллиардов дать не может, это потолок.

- Если перевозчикам эти деньги недоплатить, то они начнут задыхаться, - выступил Асхат Кульбаев на заседании общественного совета, собравшегося для рассмотрения вопроса о новых тарифах.

Мнения членов общественного совета по этому поводу разделились. Одни требовали запросить расчет стоимости маршрутов, акты выполненных работ предприятий-пассажироперевозчиков. А другие предложили расширить список льготников. В итоге девятью голосами против пяти новые тарифы были приняты.

Условия, предложенные общественным советом, будут рассматриваться в городском акимате в течение двух недель. После чего вопрос будет вынесен на сессию городского маслихата. И если депутатов все устроит, новый тариф вступит в силу.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Уральск

Поделиться
Класснуть