887

В тесноте, да без субсидий

Антироссийские санкции сильнее бьют по казахстанской продовольственной безопас­ности, нежели по российской. О том, как так получается, делились мнениями эксперты в Астане.

В тесноте,  да без субсидий

По данным Института экономических исследований (ИЭИ), за последние пять лет наш товарооборот с РФ в целом оставался стабильным и в прошлом году составил порядка 26 млрд долларов, что было всего на 6 процентов больше, чем годом ранее. При этом Казахстан увеличил свой экспорт в Россию на 25 процентов. Однако импорт российских продовольственных товаров за эти пять лет вырос более чем вдвое - с 1,5 млрд долларов в 2018 году до 3,2 млрд в 2022 году. Экспорт же наших продуктов в Россию в денежном отражении изменился незначительно - с 0,45 до 0,54 млрд долларов.

В плане торгового баланса почти все приграничные с Россией области (Атырауская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Костанайская и Северо-Казахстанская) показывают кратную разницу экспорта и импорта в пользу соседа. Кроме Павлодарской области, которая за счет поставок в РФ обработанного металла имеет положительное сальдо.

Данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, касающиеся закупа российских продуктов питания нашими приграничными регионами, говорят о том, что этот импорт снижает конкурентоспособность отечественных предприятий. Скажем, подсолнечного масла семь приграничных областей закупают в РФ на 28 млн долларов в год при загруженности казахстанских компаний данного профиля всего на 35 процентов. На такую же сумму там закупается колбас, хотя загруженность наших производителей этой продукции недотягивает до 47 процентов. Примерно такая же картина по молочке, сладкой выпечке и безалкогольным напиткам.

- Конечно же, в рамках общего рынка ЕАЭС напрямую запретить импорт российских товаров мы не можем, однако ситуация с ценами и ростом импорта требует какого-то решения, - констатировал директор центра региональных исследований ИЭИ Ерлан КАРИМОВ.

Проблема в том, отметил он, что своим производителям власти санкционных стран оказывают хорошую поддержку. В итоге себестоимость мяса птицы, произведенного в Мангистауской области, намного выше, чем в России или Белоруссии. Конечно, потребитель голосует деньгами и выбирает наиболее дешевый товар.

По мнению вице-президента Ассоциации яичных производителей Казахстана Улана ТАЖИБАЕВА, в нашей республике меры по защите внутренней конкуренции абсолютно не учитывают разницу в уровнях государственной поддержки.

- У россиян помимо прямой и косвенной поддержки есть еще политический стимул создавать свои производства и поддерживать свою продовольственную безопасность, - заявил он. - И получается, что мы небольшая страна, у нас все на виду, а у них имеется даже закрытая региональная поддержка. В итоге уравнение вообще не складывается. Эти факторы нужно либо как-то раскрыть, чтобы знать, как нам со всем этим работать, либо обеспечить адекватную встречную защиту.

Глава ИЭИ Руслан СУЛТАНОВ заметил, что и в правилах ВТО, и в правилах ЕАЭС есть обязательства, которые нельзя нарушать, в том числе они касаются и мер господдержки.

- Надо проанализировать равенство этих мер, - сказал он. - Понятно, что наше государство не сможет субсидировать отечественных товаропроизводителей в таких объемах, как та же РФ, но если попробовать спуститься до товара и понять, насколько наши товары различаются, есть ли где-то нарушения, то у нас появятся инструменты в рамках ЕАЭС. В частности, там предусмотрены компенсационные меры. Такого еще никто не делал, но как вариант можно попробовать.

Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть