2662

Город священного цвета

На балконах белье не сушить, цветы в поддонах не вывешивать

Город священного цвета

Рекламные мониторы на перекрестках, слепящие водителей, похоже, в Алматы скоро окажутся вне закона и будут перемещены подальше от проезжей части. А на канализационные люки, являющиеся частью “городской айдентики и туристического образа”, нанесут изображения гостиницы “Казахстан”, монеты номиналом 200 тенге или же карту городских районов. Но все это станет реальностью лишь в том случае, если будет принята очередная версия правил дизайн-кода любимого всеми мегаполиса.

Для южной столицы уже, похоже, становится доброй традицией раз в год представлять общественности очередные наработки в улучшении архитектурного стиля города. Новый проект правил выложили на портале открытых нормативно-правовых актов для публичного обсуждения, которое продлится до 28 декабря. К слову, предыдущий такой документ был представлен в августе прошлого года (см. “Город тысячи красок”, “Время” от 24.8.2022 г.). И, видимо, “не зашел”...

Впрочем, многое из той версии перекочевало в нынешнюю редакцию. Предлагаем наиболее интересные предложения.

Ислам и небо

Авторы правил дизайн-кода уверены, что целостность образа города и его восприятие определяются в первую очередь цветовой палитрой, которая, по их мнению, должна соблюдаться во всех элементах и деталях: в отделочных материалах, рекламных вывесках, табличках, логотипах, указателях, уличной мебели, опорах освещения и т. д.

В частности, для элементов навигации (таблички и указатели) определены шесть основных цветов.

“В казахской культуре цветам придается глубокое символическое значение, отражающее мировосприятие казахского народа. Шесть основных цветов широко используются в казахских фразеологизмах и отражают мировос­приятие казахов: сары (желтый), көк (синий), жасыл (зеленый), қызыл (красный), қоңыр (коричневый), ақ (белый), қара (черный)”, - поясняют авторы дизайн-кода свой выбор цитатой Алькея МАРГУЛАНА.

Для иных же носителей информации и городских объектов выбрано 17 цветов. Причем главный цвет 2024 года - персиковый 13-1023 Peach Fuzz - в цветовую палитру Алматы не попал. Его оттенков в ней нет в принципе. Что, в общем-то, объяснимо: год пройдет, а вечный город останется.

Авторы дизайн-кода определили пять типов жилья.

Главными же цветами алматинской палитры для элементов навигации определены зеленый и синий.

“Зеленый - это священный цвет, который часто ассоциируется с природой, молодостью и возрождением. В исламе, который является доминирующей религией среди казахов, зеленый также считается священным цветом. Цвет выбран основным цветом навигации. В нем делаются надом­ные таблички и уличные указатели.

Синий - цвет, который традиционно связан с небом и бесконечностью. У казахов он может символизировать защиту и духовность. Дополнительный навигационный цвет”, - обосновывают авторы дизайн-кода свой выбор.

Какой тип - такое и решение

Алматы - город пестрый, как одеяло, сотканное из лоскутов. Понятно, что единого решения для оформления всего города нет и быть не может. Поэтому авторы дизайн-кода, не мудрствуя лукаво, определили пять типов городской застройки - историческая (постройки досоветского периода), советская (сталинки, хрущевки и брежневки), ИЖС, новая, смешанная.

Для каждого типа определили свои решения, которым должны будут руководствоваться все оби­татели Алматы - как физлица, так и бизнес.

К слову, для оформления фасада жилых помещений тоже были разработаны свои решения. Так, для жилья первого класса рекомендовано использовать во внешней отделке натуральные камни - травертин и мрамор, а для жилья четвертого класса - штукатурку либо панельные материалы (стальные и композитные). Видимо, для удобства туристов, чтобы издалека видели: вот здесь живут обеспеченные люди, а вот сюда соваться не стоит.

Как бы то ни было, по замыслу авторов дизайн-кода все здания должны соответствовать своим классу и стилю. Это касается не только фасадного оформления, входных групп, вывесок, козырьков, но и балконов с лоджиями.

“С целью сохранения первоначального облика здания при эксплуатации балконов и лоджий не допускается перекрашивание ограждений балконов в цвета, отличающиеся от проектных, изменение формы и конструкции балконов и лоджий, изменение и снос декоративных элементов, присутствующих в исходном проекте, самовольное устройство козырьков, наружных приспособлений для сушки белья, а также цветочных горшков с поддонами за балконным ограждением.

Все балконы в пределах одного здания должны быть одинаковыми, не допускается частичная замена отделки балконов. При этом используемые цвета и материалы должны быть идентичными, если архитектурой здания не предусмотрено иное.

Не разрешается остеклять балконы и лоджии без предварительного внесения изменения в проектную документацию здания или без согласования паспорта фасада здания с уполномоченным органом”, - говорится в правилах.

То же самое касается и пристроек к зданиям (если дизайн-код, конечно, примут): “Во избежание создания излишнего визуального шума и дисгармонии в общем облике города не допускается размещение пристроек к существующим зданиям. Существующие пристройки должны быть приведены в соответствие с общей стилистикой и архитектурой основного сооружения.

При остеклении пристроек рекомендуется предусматривать сплошное витражное остекление для создания витрин.

Несколько пристроек в рамках одного здания должны быть идентичными по стилю и (или) сочетаться между собой. Материал отделки пристроек должен сочетаться с материалом отделки фасада. Недопустима отделка пристроек профлистом, крупными композитными панелями. Проекты реконструкции пристроек согласовываются в индивидуальном порядке”.

Долой телевизоры!

Очень много нареканий у алматинских водителей вызывают рекламные конструкции, расположенные на перекрестках. Они слепят, отвлекают и создают аварийную обстановку.

В представленных правилах требования к конструкциям прописаны отдельно. Так, билборды с подсветкой разрешено использовать только в местах новой и смешанной застройки, а без подсветки - еще и в массивах индивидуальной жилищной застройки (так называемый частный сектор, коттеджные городки, в общем - ИЖС). Соответственно, в микрорайонах советской и исторической застройки билборды устанавливать нельзя. Но при этом допускается их установка на площадях и магистралях. То есть уже возникает определенный диссонанс, поскольку две главные площади города - Республики и Астана - расположены как раз в районе советской застройки. Возможно, таким образом разработчики специально оставляют лазейки для нарушения правил дизайн-кода.

Сити-формат (небольшие рек­ламные конструкции из алюминия и стекла) разрешается устанавливать везде, кроме исторических центров. Те же самые требования применимы к рекламе на остановках общественного транспорта и к LED-экранам. А вот бегущую строку предлагается полностью запретить.

К слову, об экранах. Их можно будет размещать только на глухих стенах зданий. При этом минимальное расстояние от экрана до ближайшего дерева не должно быть меньше 10 метров, до проезжей части - 20 метров, до окон зданий напротив - 50 метров. Кроме того, яркость экранов не должна превышать яркость городского освещения.

Так что, водители, матерящиеся на экраны, расположенные непосредственно на перекрестках, или на слепящие глаза экраны на зданиях, смогут выдохнуть. Может быть...

Люк, я твой дизайн

Любопытны и требования к оформлению люков канализационных колодцев. По мнению авторов дизайн-кода, люки являются важной частью “городской айдентики и туристического образа” Алматы. Следовательно, они должны быть не только прочными, но и красивыми! В связи с этим предлагается наносить на люки различные изображения - городские пейзажи и виды, логотипы, паттерны и узоры, сочетающиеся с городской айдентикой.

Варианты люков, предлагаемые дизайн-кодом.

“Для различных районов возможно выбирать различные паттерны канализационных люков. Для одного типа канализационных люков в границах одного квартала принимается только один тип изображения”, - говорится в проекте правил.

Предлагается, например, наносить на люки карты районов города (с штриховкой того района, в котором расположен данный люк), изображение гостиницы “Казахстан” и других городских достопримечательностей, а также монеты номиналом 200 тенге как самой крупной монеты Казахстана.

Еще одно нововведение должно порадовать городских экоактивистов. Речь идет о требованиях к решеткам и ограждениям, которые защищают стволы деревьев и их прикорневую часть от вытаптывания и повреждения. В частности, регламентируется, что ближний край приствольного проницаемого покрытия должен быть на расстоянии не менее 1,5 метра от ствола дерева. И тогда, наконец, варварская привычка алматинских бизнесменов асфальтировать и цементировать стволы деревьев, быть может, канет в Лету? Будем надеяться!

И в завершение. Авторы предупреждают, что за нарушение правил и требований дизайн-кода предусмотрена ответственность в соответствие с законами Казахстана, и в случае выявления нарушений ответственное структурное подразделение местного исполнительного органа принимает меры в соответствии с Административным кодексом.

Ну а будет ли принята эта версия дизайн-кода или же еще через год на суд общественности представят новое сочинение - покажет время. А мы - расскажем.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть