4602

Самые крайние мэры

Столичный аким ответил алматинцам, какая душа у Астаны

Самые крайние мэры
Ерболат ДОСАЕВ.

У Астаны и Алматы одни и те же проблемы и радости, но проживают они их с разным размахом. Как именно - рассказали акимы двух самых больших городов страны на своих пресс-конференциях, которыми закончились отчетные брифинги для журналистов глав областей и городов респуб­ликанского значения.

В Службе центральных коммуникаций под занавес года выступили Ерболат ДОСАЕВ и Женис КАСЫМБЕК. Отчитывались, естественно, порознь (первый - в четверг, второй - в пятницу), однако подчас возникало впечатление, что они незримо присутствуют на пресс-конференциях друг друга.

Объяснить это можно, пожалуй, тем, что при всей непохожести двух этих мегаполисов они связаны между собой одними и теми же тенденциями, порождающими одинаковые вопросы. Прежде всего это касается роста населения и жилищных решений. В частности, и там и там есть проблемные стройки. У Досаева спросили, почему на таких объектах в Алматы не останавливают стройку, тянущуюся годами.

- Где прямо нарушены нормы, там мы стройки останавливаем, - ответил он. - Иногда есть обращение самих вкладчиков и дольщиков, требующих, чтобы мы завершили стройку. Кроме того, мы начали большую работу по улучшению социальной инфраструктуры и транспортной связанности. Это не всегда легко, но остановить ранние проекты нет чисто законодательной возможности. Но если есть серьезные нарушения, мы запрещаем стройку, идем в суд и делаем снос.

В столице эту же проблему решают более последовательно и мягко: по словам Касымбека, в первом полугодии 2024 года квартиры получат около 430 участников “подвисших” жилищных комплексов.

- На начало года незавершенными оставались 16 проблемных объектов с участием более 4000 дольщиков, - сообщил он. - Порядка 3600 вкладчиков уже получили ключи от квартир. Соответственно, в следующем году мы полностью должны завершить проблему со второй волной дольщиков.

Власти Алматы, между тем, намерены сократить количество рынков. Сейчас их в городе 60, из них 22 уже модернизированы, еще по 27 такая работа продолжается, по шести вынесено решение судов о частичном сносе. Подчис­тую снесут и шесть базаров - на их месте будет построено четыре общественных пространства, станция метро и школа.

В Астане места торговли тоже сократят, но на более скромном уровне стихийных базарчиков. Они хотя и невелики, но летом массово возникают в самых людных местах и, похоже, никем и никак не контролируются. Женис Касымбек на этот упрек ответил, что контролировать там нечего, потому что законом стихийная торговля вообще запрещена.

Женис КАСЫМБЕК.

- Мы такие точки отрабатываем, - заявил столичный градоначальник. - Напротив рынка “Шапагат” была такая. Жители соседних домов возмущались. В этом году мы туда зашли с работами по благоустройству, а там было порядка 50 торговцев, которые там всю жизнь работали. Мы смогли договориться с несколькими рынками, которые их приняли, и сейчас стихийной торговли там нет. Было определенное недовольство, но мы смогли тихо-мирно решить проблему. Так же планируем работать по другим участкам стихийной торговли. В XXI веке, и тем более в столице, это неприемлемо.

Что в столице стало привычным с начала тысячелетия, так это строительство легкорельсового транспорта (ЛРТ), которое уже несколько раз сворачивали и возобновляли. По последним данным, чудо-трамвай должны запустить в 2025 году. У акима, естественно, попытались уточнить, насколько точен этот прогноз.

- Конкретный месяц, срок я вам не скажу, - сухо ответил тот. - Ранее я говорил, что линия ЛРТ будет построена в течение двух - двух с половиной лет при должном финансировании.

Зато теперь у астанчан будет возможность посмотреть, как такой же проект реализуется в южной столице. Как сообщил Ерболат Досаев, 26 километров первого этапа ЛРТ, который соединит западную и восточную части Алматы, планируют завершить в 2026 году:

- Проектирование уже идет, и мы, наверное, начнем строительство только поздней осенью следующего года, потому что пока проходим стадию технико-экономического обоснования, а еще нужно будет разработать проектно-сметную документацию и обсудить партнерство. Для финансирования этого проекта мы собираемся воспользоваться лимитом долга Алматы, у нас есть неиспользованный, в рамках зеленого финансирования, потому что ЛРТ является электрическим транспортом.

Спрашивали акимов и о подготовке к Новому году. Правда, в случае столицы этот интерес имел более коммунальный уклон. Дело в том, что астанчане в соцсетях возмущаются некой избирательностью снегоуборки на городских улицах - говорят, что после недавней метели очищают только территории вокруг госучреждений. А еще делятся видеороликами, в которых снегоуборочная техника порожняком наматывает километраж по уже очищенным площадям и трассам.

- Все коммунальные службы, ответственные за уборку снега, отработали, я считаю, на очень высокую отметку, - заявил на это Касымбек. - Еще раз хочу выразить им благодарность, днем и ночью работают, в любую погоду, и свою работу делают честно. Если на каком-то участке происходит сбой, то по причине того, что город большой и растет. Но в рамках нормативов все вывозят.

Не разделил он с горожанами и беспокойство по поводу якобы астрономических трат на украшение столицы к празднику. В прессе говорят о 2,5 млрд тенге, однако, по словам акима, на самом деле потрачено около 825 млн. Но не на мишуру, а на обустройство и содержание 60 новогодних площадок.

- У нас длительность зимы другая, - объяснил градоначальник. - Не думаю, что во многих южных городах делают такие катки, там погода не позволяет.

Впрочем, несмотря на южную погоду, в Алматы на украшение к тому же самому празднику потратили 511 млн тенге. Досаев назвал эту сумму вполне адекватной - с учетом того, что будут обустроены пешеходные зоны, установлены 22 елки и необходимые площадки.

- Создавать праздничное настроение алматинцам необходимо, - сказал он, не пояснив, означает ли это, что горожане не справляются сами.

Аким южной столицы вообще старался подчеркнуть, что Алматы вполне нормальный для жизни город. Например, если взять ситуацию с пробками на дорогах, то в Астане, по его мнению, она хуже.

- В Алматы работа по мастер-плану транспортного каркаса города будет завершена до 2030 года, - пообещал Досаев. - Поверьте, Алматы - это не самый плохой вариант. Пробки, с которыми мы сталкиваемся здесь, в Астане… Не знаю, сколько времени мы на них потратили здесь. Это нормально, быстрорастущие города имеют такое свойство.

Конечно же, эту реплику вспомнили на пресс-конференции Жениса Касымбека. Он парировал, что в Астане тоже разрабатывается стратегия развития комп­лексной транспортной системы, которая позволит повысить безопасность дорожного движения и снизить количество заторов. Перечислил, какие новые мосты и улицы откроются в ближайшее время. Как ведется строительство малой кольцевой дороги. Какие проспекты будут расширены и продолжены.

И тогда его спросили, как он относится к утверждению некоторых уроженцев Алматы о том, что у Астаны нет души.

Все понимали, что в этом противостоянии за Касымбеком остается последнее слово. И он не разочаровал.

- У Астаны есть душа, и, на мой взгляд, очень хорошая. Это комфортабельный и, самое главное, очень дружелюбный город, - тут столичный аким позволил себе слегка улыбнуться. - Возможно, это наша особенность.

Владислав ШПАКОВ, фото с сайтов ortcom.kz и bizmedia.kz, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2086