624

В границах разумного

Транзитный потенциал Казахстана доставляет отечественным таможенникам немало проблем, решать которые приходится при помощи высоких технологий.

В границах разумного

Как рассказал на пресс-конференции в Астане директор департамента аудита комитета государственных доходов Министерства финансов Кадыр ИСМАГУЛОВ, до недавнего времени водители иностранных фур, следующие через нашу республику транзитом (например, из Кыргызстана в Россию), представляли сопроводительные документы на бумаге. Конт­ролировать исполнение этих документов было весьма непросто.

- При отслеживании мы видели, что грузовые транспортные средства не выезжали в Российскую Федерацию, но к себе домой возвращались уже пустыми, - поделился воспоминаниями чиновник. - Понятно, что в этих случаях имело место явное уклонение от уплаты НДС. Таких фактов в 2019-2020 годах выявили более 20 тысяч.

Теперь же, отметил он, используются электронные накладные с цифровой подписью, с помощью которых идентифицируются как импортеры, так и экспортеры. Кроме того, при транзите предусмотрены навигационные пломбы, позволяющие отслеживать перемещения транспорта с грузом по территории Казахстана.

- Второй распространенный случай был, когда на любого гражданина по его удостоверению могли оформить груз якобы в адрес индивидуального предпринимателя, - поведал Исмагулов. - А когда мы в течение 20 дней выставляли ему уведомление об уплате НДС по импортированному товару, выяснялось, что он понятия не имеет об этом импорте и вообще никогда не выезжал ни в Россию, ни в Кыргызстан. Конечно, мы эти материалы передавали в правоохранительные органы. Такие нарушения стали невозможны лишь после внедрения электронных сопроводительных накладных.

По его словам, сейчас на казахстанско-российской границе реализуется проект по внедрению системы электронной очереди CarGoRuqsat. С 1 ноября 2023 года он начал действовать на автомобильном пункте пропуска “Бидаик”, затем еще на четырех: “Карашатау”, “Жезкент”, “Убе” и “Аксай”. Таможенники отмечают, что применение электронной очереди делает прохождение границы более быстрым, следовательно, практически избавляет пункты пропуска от скоплений грузовых автомашин. При этом CarGoRuqsat интегрирован с 13 информационными системами государственных органов, что позволило автоматизировать часть конт­рольных функций и исключить человеческий фактор.

Учитывая положительные результаты пилота, планируется его дальнейшее расширение: с 15 февраля он будет действовать на пунктах пропуска “Убаган” и “Найза”, а с 30 апреля - на “Курмангазы”.

В свою очередь директор департамента таможенного контроля комитета государственных доходов Минфина Елдос САУДАБАЕВ сообщил, что в этом году планируется перейти на единую систему таможенного оформления “Кеден”, а также расширить использование в системе управления рисками искусственного интеллекта.

- Система позволит максимально оцифровать весь бизнес-процесс осуществления таможенного декларирования товаров и предусматривает переход на сервисную модель оказания государственных услуг с разработкой понятной, предсказуемой таможенной политики, - сказал он.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее