3510

Пора раскошеливаться и на мусор

Адекватной платой за его вывоз и утилизацию сегодня называют 1000-1500 тенге с человека

Пора раскошеливаться и на мусор

Тарифы на вывоз отходов, скорее всего, тоже, вслед за подорожанием коммунальных услуг, могут вырасти. По крайней мере, об убыточности нынешней таксы заявили и глава Минэкологии и природных ресурсов Ерлан НЫСАНБАЕВ, и депутаты мажилиса, и эксперты.

Все они собрались в мажилисе под флагом его комитета по вопросам экологии и природо­пользованию, чтобы обсудить наболевшие проблемы этой важнейшей отрасли человеческой жизнедеятельности.

Сейчас мусорные тарифы по всей стране неоднородны. В каж­дом регионе свой прайс на эту услугу, и в среднем тарифы составляют от 180 до 550 тенге с человека в месяц. Эта сумма распространяется не только на сбор, но и на транспортировку, сортировку, захоронение отходов, включая твердые бытовые (ТБО). Парламентарии поинтересовались, почему такая разная такса.

- Тарифы во всех регионах заведомо убыточные, - прежде всего обозначил проблему, отвечая на вопрос, министр экологии. - Тариф зависит от расстояния, объема отходов, кратности вывоза, а в некоторых случаях, бывает, отсутствует одна из операций этого звена: например, нет сортировки, соответственно, и тариф ниже. Сейчас главный вопрос - это адекватные тарифы. Вот тогда мы будем иметь чистые дворы! Вот здесь нужно принять политическое решение. Нам. Вместе!

В ассоциации по управлению отходами KazWaste призывают увеличить мусорные тарифы в 2-10 раз, причем с дальнейшей индексацией раз в год с учетом инфляции, постоянного роста цен на ГСМ, расходные материалы, запчасти и расходов на зарплаты сотрудников.

- Адекватным тарифом за вывоз мусора при нынешних расходах мы считаем 1000-1500 тенге с человека в месяц.

Есть регионы, где тарифы на ТБО не пересматривались семь лет, и они сегодня составляют всего 89 тенге! И даже такие низкие тарифы ТБО некоторые потребители не считают нужным оплачивать годами, - посетовал глава KazWaste Шынболат БАЙКУЛОВ.

Субъекты естественных монополий (тепло, электроэнергия, водоснабжение) ежегодно индексируют свои тарифы и имеют мощный рычаг воздействия на неплательщиков - отключение их от сетей, резонно подметил выступавший. А мусоровывозящие организации (МВО) не могут не вывозить ТБО с контейнерных площадок и не имеют никаких рычагов воздействия на должников. По словам Байкулова, отсюда и низкая собираемость тарифа с населения, и об этом все знают.

- Конечно, при низких тарифах и низкой собираемости ни о каких качественных услугах со стороны МВО говорить не приходится. Например, при одинаковой цене на услуги - 200-500 тенге в месяц - какова себестоимость услуг домофона и лифтов в жилых комплексах? Установив один раз, эти компании тратятся только на ремонт и сервис. МВО же должны организовать целый комплекс мероприятий: сбор, вывоз, транспортировку, сортировку, переработку, захоронение, вывоз крупногабаритных отходов и строительных отходов и так далее. Расходы несоизмеримы! - подчеркнул руководитель профильной ассоциации.

И это притом что акиматы требуют обновления парка мусоровозов, контейнеров, хотят видеть чистые контейнерные площадки, опрятный вид работников ­мусоровывозящих компаний...

Депутат Дюсенбай ТУРГАНОВ задался вопросом: почему в городах не работает механизм раздельного сбора мусора? Да, контейнеры разных цветов поставили, жители стараются делить свой мусор на мокрый (пищевые отходы) и сухой (стекло, пластик, бумага), распределяя их в разные мусорные баки. Однако парламентарий много раз видел, как подъехавший мусоровоз загружает в себя все виды отходов, что называется, “в одну калитку”, смешивая содержимое разных контейнеров. И на полигоне все это опять сортируется.

- Можно ли предусмотреть систему, чтобы и жители сортировали мусор, и машины вывозили мусор тоже раздельно? В Южной Корее, например, предусмотрена ответственность самих жителей за раздельный сбор мусора, - высказался Турганов.

- Все в конечном итоге связано с тарифами, - вернулся к главной, по его мнению, проблеме министр Нысанбаев. - А второй вопрос - культура. Мы с Минпросветом и Миннауки и высшего образования разработали программу обучения со школьной скамьи: будем прививать детям, как надо собирать мусор. Лет десять назад мы ездили в Минск и в 7.30 оказались в одном из жилых дворов, где нам показывали раздельный мусор. Тут вышла женщина с тремя пакетами и раскладывала их по контейнерам. Мы спрашиваем: “А что, все так собирают?” Она сказала: “Все. Только дети балуются”. На самом деле нам нужно заниматься культурой!

Решать проблему глава Мин­экологии предлагает как убеждением, так и наказанием. Он за­явил, что министерство намерено увеличить размеры штрафов за выброс мусора вне установленных мест, “чтобы люди осознали ответственность”. Сейчас по предлагаемым министерским поправкам в Кодекс об адмправо­нарушениях проводится анализ регуляторного воздействия.

А глава ассоциации по управлению отходами Байкулов считает, что решение проблемы опять же упирается в тариф:

- Об углубленной сортировке отходов говорить не приходится, так как за 100-200 тенге с человека можно только загрузить и вывалить все на полигон. Отсюда и негатив населения, их нежелание сортировать упаковки, когда они видят, что все контейнеры, в том числе для отсортированных отходов, сваливаются в один мусоровоз и везутся на полигон.

Важно изменить отношение и народа, и правительства к этой проблеме. Наш бизнес - это преж­де всего экологическая безопасность страны! - пафосно заключил он.

По его мнению, необходимы и налоговые преференции. Как следует из сказанного им, за все товары, которые со временем превратились в отходы, был уплачен налог на добавленную стоимость покупателем или потребителем. Тем не менее сбор, транспортировка, переработка и захоронение, а также само отсортированное сырье облагается НДС.

- Считаем такой подход неправильным, так как наша деятельность имеет низкую маржинальность и носит общественно необходимый и экологический характер, нежели получение прибыли, - сказал Байкулов. - А отмена индивидуального подоходного налога (ИПН) с физлиц у источников выплаты на всю деятельность, связанную со сбором и сдачей в пункты приема вторсырья, помогла бы нашим сборщикам получать на 10 процентов больше дохода, а всему населению - активно вовлекаться в повсеместное внедрение раздельного сбора отходов, а также сделать экоосознанный образ жизни еще и финансово привлекательным.

Закончилось обсуждение темы тем же, с чего и начиналось, - размышлениями о тарифах.

- Тарифосубсидирова­нием надо заниматься. То, что жители по 500 тенге платят за вывоз мусора, - это никуда не годится! Мы, депутаты, это тоже понимаем, - отметил модератор круглого стола мажилисмен Едил ЖАНБЫРШИН, выступая, надо полагать, за повышение платы.

Правда, никто не вызвался конкретно обозначить, как могут измениться суммы в квитанциях. Видимо, потому, что все понимают: мусорные тарифы являются чувствительной социальной темой. Депутаты договорились обсудить эту тему еще раз в июне.

К слову, по официальным данным, в Казахстане в среднем образуется около 4-5 млн тонн мусора в год. Только 24 процента перерабатывается, а остальное просто закапывается на свалках.

По информации Минэкологии, из 207 городов и районов только 10 городов и 36 районов сегодня имеют планы по управлению отходами. Причем качество половины из них не выдерживает критики.

Кстати. Дословно

“Министерством экологии разработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафов за вывоз мусора вне установленных мест.

Например, от 50 МРП до 200 МРП для физических лиц, от 100 МРП до 750 МРП - для субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций, от 100 МРП до 1000 МРП - для субъектов среднего предпринимательства, от 100 МРП до 2000 МРП - для субъектов крупного предпринимательства”.

1 МРП (месячный расчетный показатель) на 2024 год составляет 3692 тенге.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть