2009

Правоведы - недоучки

Выпускники юридических вузов по большей части проваливают экзамены при поступ­лении в академию правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре. Оно и немудрено: большинство вузов сегодня работают только ради прибыли. Как повысить качество юридического образования в стране, обсудили эксперты и депутаты во вторник в ходе научно-практической конференции в сенате.

Правоведы - недоучки

По словам ректора академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Марата СЕКСЕМБАЕВА, с января 2021 года изменился порядок поступления в три правоохранительных органа - прокуратуру, антикоррупционную службу и Службу экономических расследований. Теперь кандидаты, желающие работать в этих структурах, после получения диплома о высшем образовании обязаны пройти шестимесячное обучение в академии при Генпрокуратуре.

- Результаты приемной кампании в нашу академию показывают, что уровень знаний недостаточный. При последнем наборе в декабре на вступительном экзамене из 552 кандидатов 239 получили оценку “неудовлетворительно”. Не сдавшие экзамен не понимали сам предмет того или иного права, элементарно не могли разобрать состав преступления. Хотя все они имеют диплом юриста! В итоге академия вынуждена учить слушателей базовым теоретическим вещам, жертвуя временем, которое должна тратить на прак­тическую подготовку для работы в вышеназванных органах, - посетовал ректор.

Причину поверхностных знаний, а возможно, и вовсе их отсутствия Марат Сексембаев видит в слабости юридических вузов. По его словам, у ряда таких учебных заведений главная цель не обучение, а извлечение коммерческой выгоды.

- В прошлом году Министерство науки и высшего образования проводило профилизацию вузов, и из 71 юридического вуза оставили 59. Для примера: в Германии на 84 миллиона населения приходится всего 60 юридических вузов. Проблема низкого качества образования кроется также в том, что дисциплин по обучению практическим навыкам явно недостаточно. Пора переломить укоренившееся в сознании общества понятие “главное - диплом юриста, а работать научится на практике”, - подчеркнул глава академии.

Он предложил организовывать для преподавателей стажировки в судах и иных структурах, где можно получить практические знания.

- Сегодня в рамках электронного уголовного дела - через информационную систему - расследуется порядка 90 процентов всех уголовных дел. В вузах этому вряд ли учат, потому что не у всех есть доступ к таким программам и не каждый умеет работать в них, - заметил Сексембаев.

В свою очередь министр науки и высшего образования Саясат НУРБЕК заявил о намерении бороться с разросшимся количеством юридических вузов.

- Мы уже забрали лицензии у двенадцати из-за низкого качества преподавания. Но у нас нет профессиональных стандартов. И когда мы предъявляем претензии вузам, они говорят: “А чему мы не соответствуем? Покажите стандарт!” И вот здесь у нас возникают проблемы, - признался министр.

По его словам, сегодня более 36 тысяч студентов обучаются в 59 юридических вузах, причем 97 процентов - платно. 34,5 тысячи человек учатся на уровне бакалавриата, а это говорит о том, что исследовательский формат обучения - в аспирантуре и докторантуре - очень низкий.

- Мы подняли пороговый балл Единого национального тестирования для поступления на юридические направления с 50 до 75 как для платного, так и для бесплатного обучения. Возможно, еще будем повышать этот балл. Наряду с этим усиливаем требования к вузам: минимум 60 процентов профессорско-преподавательского состава обязаны иметь опыт работы не менее 5 лет в организациях юридической сферы, - заключил Саясат Нурбек.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть