14258

Арабская вязь

В распоряжении редакции оказались документы, подробно расписывающие схему масштабного хищения из карагандинского индустриального парка “Металлургия-Металлообработка” (ИПММ). В них говорится о ключевой роли Серика Ахметова в предполагаемых махинациях, указываются места его переговоров с сообщниками, фигурируют конкретные суммы. Не исключено, что в конечном итоге ему предъявят новые обвинения.

Припомним, как всё начиналось
На создание в Караганде привлекательной промышленной площадки для инвесторов из госказны в период с 2007 по 2014 год было выделено 24,8 миллиарда тенге. Первым делом требовалось выстроить всю необходимую инфраструктуру, чтобы потенциальные клиенты смогли в сжатые сроки запустить свое производство. В течение первых трех лет проводились различные экспертизы и разрабатывалась проектная документация. В сентябре 2010 года в индустриальный парк пришел генеральный подрядчик - ТОО “СП “КазГерСтрой”, который должен был провести работы по строительству и монтажу 25 объектов: автодорог, водопровода, тепло- и электросетей, канализации, очистных станций, административных зданий, пожарного депо и прочих необходимых сооружений. Согласно договору ИПММ с подрядчиком стоимость этих работ была оценена в 15 миллиардов 722 миллиона 122 тысячи 282 тенге.
И вот тут-то, по версии следствия, на арене появился Серик Ахметов - в то время аким Карагандинской области. Сыщики уверены: он был осведомлен о заключенном договоре. Как и о том, что фирма “СП “КазГерСтрой” имела право привлекать к работе субподрядные организации. Ведь Ахметов лично контролировал результаты реализации дорогостоящего проекта, регулярно проводил по этому поводу совещания и неоднократно выезжал на строительный участок. Следователи также считают, что Серик Ныгметович знал о рентабельности проекта и понимал: многие предприниматели с великой радостью согласились бы в нем участвовать. Тогда, по мнению борцов с коррупцией, у него и возникла идея привлечь заинтересованных лиц и получить от них гонорар за содействие со своей стороны.

Адреса, пароли, явки
Самое интересное началось весной 2011 года. Как зафиксировано в документах, Ахметов в Астане у своего дома на улице Шалкыма, 11 встретился с заместителем директора ТОО “Казахстанская промышленная корпорация” Альжаном АКМОЛДАЕВЫМ. В ходе разговора чиновник поинтересовался, не желают ли собеседник и представляемые им компании получить объемы в карагандинском индустриальном парке. Акмолдаев, естественно, желал. Серик Ныгметович известил собеседника: сумму отката и условия заключения соответствующего контракта позже сообщат его доверенные лица.
Через несколько дней на мобильный замдиректора промкорпорации позвонил сын Ахметова Данияр. Он назначил встречу в баре столичного отеля “Дипломат” на улице Кунаева, где показал Акмолдаеву список объектов, которые нужно построить в ИПММ. Тот выбрал часть из них на сумму 5,1 миллиарда тенге, а затем сообщил: в качестве субподрядчика он подобрал подходящую фирму - “Центр­строй-комплект НС”, входящую в группу компаний, управляемых Казахстанской промышленной корпорацией.
Позднее в том же гостиничном баре состоялась еще одна встреча Ахметова-младшего с Альжаном Акмолдаевым. Данияр предупредил: субподрядчика допустят к работам за 600 миллионов тенге. При этом заверил: благодаря покровительству отца договор будет заключен по полной сметной стоимости без каких-либо удержаний со стороны генерального подрядчика - “СП “КазГерСтрой”.
Вот так видится сыщикам начало реализации преступного плана. По их информации, в мае 2011 года Серик Ныгметович дал указание директору ИПММ Анатолию ЕССЕ (на снимке) надавить на генерального подрядчика, чтобы тот привлек в качестве субподрядчика названную Акмолдаевым фирму. Согласно материалам расследования Ессе якобы пригрозил “КазГерСтрою” лишением предоплаты, и генподрядчику пришлось принять условие заказчика.
Пинкертонам также удалось узнать: в январе 2012 года Серик Ахметов через своего сына передал Акмолдаеву реквизиты расчетных счетов подконтрольной ему компании Sahl Al Madina General Trading LLC из Объединенных Арабских Эмиратов. По данным следствия, с 1 февраля 2012 по 24 марта 2013 года замдиректора Казахстанской промышленной корпорации, используя счета аффилированной фирмы Al Karada General Trading LLC и завуалировав передачу взятки фиктивным контрактом о поставке сельскохозяйственной продукции, произвел несколько перечислений на счета эмиратовской компании, то бишь Ахметову, на общую сумму 2 миллиона 440 тысяч долларов США (364 миллиона 590 тысяч 500 тенге по курсу Нацбанка республики на тот момент).
Примечательно, что оставшиеся 235 с лишним миллионов тенге Акмолдаев собирался перевести своему высокому покровителю после ввода построенных объектов в экс­плуатацию. Однако в связи с возбуждением уголовного дела в отношении Ахметова эта транзакция так и не была произведена.

Законность - в пределах видимости
Любопытно, что, по мнению следствия, многомиллионный откат не удовлетворил аппетита Серика Ныгметовича. Когда Альжан Акмолдаев прямо в кабинете акима Карагандинской области Ахметова предложил ему заменить предусмотренное проектом очистное оборудование в ИПММ на более дешевое, хозяин властного апартамента тут же согласился. Некоторые детали этой истории мы уже описывали в недавнем прошлом (см. “Миллиард в сточной воде”, “Время” от 28.10.2014 г.). Но к сегодняшнему дню мы располагаем новыми подробностями той истории.
Сыщики пришли к выводу: Ахметов решил использовать свое служебное положение и организовать покупку менее дорогостоящей техники без уменьшения проектной стоимости ее более дорогого аналога, а разницу собирался поделить со своими сообщниками - тогдашним первым заместителем акима области Габитом МУХАМБЕТОВЫМ (на снимке), директором ИПММ Анатолием Ессе, и, конечно же, Альжаном Акмолдаевым, который к тому времени вовлек в дело еще несколько предпринимателей.
Чтобы создать видимость законности этого решения, Ахметов в августе 2011 года подписал подготовленное подчиненными письмо о замене оборудования в Агентство по делам строительства и ЖКХ (см. “Что написано пером”, “Время” от 4.12.2014 г.). Однако АО “Казахский водоканалпроект”, рассмотрев по заданию агентства предложение акима, рекомендовало отказаться от него и отдать предпочтение другой технологии. Генеральный проектировщик - ТОО “Саулет” - тоже был против лоббируемых Ахметовым нововведений. Тем не менее, несмотря на это, Серик Ныгметович, убеждено следствие, единолично принял решение в пользу оборудования, предложенного Акмолдаевым.
В дальнейшем подчиненные главы региона взяли под контроль корректировку проектно-сметной документации. А замдиректора промкорпорации вышел на поставщика необходимой им техники Д.К. НУРБАЕВА, руководителя фирм Eco Treatment system и Sapa Project Group (первая должна была выполнить строительно-монтажные работы, а вторая - поставить оборудование). Именно ему вдохновители преступной схемы предложили предоставить фиктивные коммерческие предложения с завышенными расценками, что позволило бы впоследствии обналичить разницу, полагают следователи.
В течение нескольких следующих месяцев в индустриальном парке составлялись необходимые для сделки документы. В разгар этой работы, 20 января 2012 года, Серик Ахметов взмыл на политический олимп в правительственное кресло. Однако, как считают следователи, этот карьерный взлет не заставил его отказаться от планов незаконного обогащения: новоиспеченный премьер продолжал контролировать процесс хищения.
В период с января по март того же года Альжан Акмолдаев поручил двум подконтрольным фирмам “Центрстрой-комплект НС” и “Торговый дом MGN Grand NS” заключить договоры с предприятиями Нурбаева. Когда это было сделано, в индустриальном парке закипели строительно-монтажные работы по не прошедшему государственную экспертизу проекту с завышенными ценами. А должностные лица ИПММ спокойно принимали эти работы, составляя соответствующие акты. В результате на счета “Центрстрой-комплект НС” упала солидная сумма - 1 миллиард 845 миллионов 787 тысяч 345 тенге. Эти деньги затем ушли к поставщику оборудования господину Нурбаеву, который, в свою очередь, уговорил владельцев еще трех фирм обналичить их за вознаграждение. В итоге на счет зарегистрированной за рубежом компании WILTON Traiding LLP (переименованной в дальнейшем в D.ZAG MACHINERY) 14 июня 2012 года было переведено 332 тысячи 200 евро, а 19 июня - еще 367 тысяч 800 евро. Остальные деньги сотрудничающие с Нурбаевым предприниматели сняли со своих счетов в казахстанском банке и передали ему по достигнутой ранее договоренности. Таким образом, по подсчетам сыщиков, государству был причинен ущерб в особо крупном размере - 1 миллиард 130 миллионов 554 тысячи 392 тенге.

Следствие собирает “друзей”
Мы рассказали только о двух эпизодах, фигурирующих в деле и касающихся деятельности лично Серика Ахметова. Однако это, похоже, еще не всё. По информации источника, близкого к следствию, в ближайшее время серию возбужденных уголовных дел в отношении других карагандинских чиновников могут объединить в одно большое дело. К фактам, о которых мы сейчас рассказали, может добавиться история экс-акима Карагандинской области Бауржана АБДИШЕВА (на снимке), по указанию которого создали фирму по производству брусчатки, каковой в рамках госзакупок застелили полгорода. А также бывшего акима Караганды Мейрама СМАГУЛОВА (на снимке), подозреваемого в махинациях с земельными участками. В целом, по имеющейся у нас информации, в коррупционном деле фигурирует более 20 человек, большинство из которых чиновники или приравненные к ним лица.
Тем временем сам Серик Ныгметович, сидящий под домашним арестом в своем особняке в центре Караганды (на центральном снимке), по нашим сведениям, отказался давать показания следствию до суда.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть