2297

Собака на сене

Момент истины пережили в минувший четверг депутаты мажилиса после того, как правительство и Счетный комитет представили им отчет об исполнении республиканского бюджета за 2014 год. Они бурно реагировали на выступления министра финансов Бахыта СУЛТАНОВА и члена СК Жансеита САРСЕНКУЛОВА.

- Доходы республиканского бюджета не исполнены ни по отношению к уточненному бюджету (97,9%), ни к скорректированному (99,3%), - не стесняясь констатировал глава Минфина. - Основным фактором явились негативные внешние тенденции, повлиявшие на неопределенность доходов в конце года.
По его данным, несмотря на то, что рост экономики во втором полугодии 2014 года замедлился, налоговые поступления по отношению к первому полугодию выросли на 310 млрд. тенге, а в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года - на 121 млрд. тенге.
Эти и еще пара показателей, пожалуй, были единственными положительными результатами прошлого года. Что признал и СК.
- Республиканский бюджет уточнялся дважды. Параметры бюджета многократно корректировались (24 раза), только в декабре - пять раз, несмотря на то, что второе уточнение было проведено в ноябре. Все это негативно отразилось на достижении поставленных прямых и конечных результатов ряда бюджетных программ, - резал правду-матку Ж. Сарсенкулов. - Многократными уточнениями и корректировками параметров республиканского бюджета не обеспечено эффективное использование его средств администраторами бюджетных программ на достаточно качественном уровне.
По оценке СК, общая сумма средств республиканского бюджета, по которым не исполнен принцип результативности, составила 378,5 млрд. тенге! (Согласно Бюджетному кодексу, принцип результативности бюджетной системы предусматривает разработку и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами и (или) бюджетными программами госор­ганов.)
В отчетном году, установили контролеры, при реализации двух государственных - ФИИР и развития языков - и 15 отраслевых программ установлены нарушения бюджетного и иного законодательства на 127,7 млрд. тенге, неэффективно использовано 56 млрд. тенге. Оставляет желать лучшего качество разработки программных документов; ряд мероприятий, целевых индикаторов и показателей программ дублируется; по отдельным показателям не обозначены количественные значения, что затрудняет объективно провести оценку достигнутых результатов, считают в СК.
В частности, при реализации ГП ФИИР на 2010-2014 годы из 770 проектов, введенных в экс­плуатацию, с полной проектной мощностью функционируют менее половины (!), или 322 проекта. Кроме того, простаивают 14 предприятий. Тем самым не создано около 2 тыс. рабочих мест, не обеспечена своевременность возврата заемных средств в сумме 7,7 млрд. тенге (выданных нацхолдингом “Каз­Агро” и госбанком развития). Кроме того, в “Карту индустриализации” включены отдельные проекты, имеющие низкую либо вообще нулевую добавленную стоимость!
Дальше - еще больше!
- Мы имеем возросшие остатки средств субъектов квазигосударственного сектора. В целях конт­роля они зачисляются сегодня в казначейство, а не в банки второго уровня, как это было раньше, и расходуются только по факту, как это делается по бюджетным инвестиционным программам. На конец 2014 года сумма увеличилась в шесть раз, составив 345 млрд. тенге, - сказал Б. Султанов.
По мнению главы Минфина, зачисление неиспользованных финресурсов квазигоссектора в казну, с одной стороны, “обеспечивает контроль, но с другой, конечно, обездвиживает средства, они не в экономическом обороте”.
- Возможно, требуется отойти от такой жесткой практики аккумулирования в казначействе денег квазигосударственного сектора, но мы это будем еще обсуждать, - добавил он.
После этих слов депутаты зашумели.
Председатель комитета мажилиса по бюджету и финансам Гульжана КАРАГУСОВА (на снимке) выразила мнение, что и все выплаты из Нацфонда, может быть, “следует проводить через бюджет, который транспарентен, а не через квазигосударственный сектор и банки второго уровня”, поскольку “это снизит коррупционность, повысит транспарент­ность и сократит теневую составляющую”.
В свою очередь мажилис­вумен Загипу БАЛИЕВУ (на снимке) поразила сумма неосваиваемых нацкомпаниями средств:
- Давайте подсчитаем. 322 млрд. (тенге. - КазТАГ), которые не освоены квазисектором. Если взять, что строительство одного детского сада стоит 800 млн., то на эти деньги мы могли бы построить 402 детских сада, в которых воспитывалось бы по 250 детей, итого - 100 тысяч детей! На сегодняшний день у нас 530 тысяч детей не обеспечены детскими садами, и такими темпами мы за 5 лет полностью страну обеспечили бы детскими садами. Значит, мы обворовываем собственных детей, и, наверное, надо у них попросить извинения кому-то из квазисектора!
Зампред госфонда “Сам­рук-Казына” Елена БАХМУТОВА (на снимке) такое гигантское неосвоение денег объяснила тем, что они выделяются на социально важные проекты, поступают поздно - в конце года, аж в декабре, и просто нет времени их использовать, и т. д. и т. п.
Но это не охладило пыл Балиевой - она вступила в перепалку с оппонентами, которые попытались ее остановить, а затем, возможно, в знак протеста, и вовсе покинула заседание. Постепенно ушли и некоторые другие ее коллеги.
А народ прильнул к калькуляторам.

Самат АШИМОВ, Астана (по сообщениям пресс-службы СК, КазТАГ), фото с интернет-ресурсов

Поделиться
Класснуть