3966

Центральный Казахстан, ветер северный

Во власти аномальных морозов оказались члены правительства. Во всё проникающий столичный холод вызывал вчера у министров, прибывавших в Дом правительства на заседание кабмина, скупые слезинки, а премьера натолкнул сделать серьезное внушение всем работодателям севера страны. С начала нынешней недели в Астане температура ниже, чем даже на самом холодном материке мира Антарктиде.

Морозы сказались на условиях работы техперсонала правительственного здания, хотя его отапливают с особым рвением. Несмотря на наличие тамбура у парадного входа, температура на первом этаже немногим выше, чем на улице, где с раннего утра вчера было минус 40. При этом на станции “Восток” в Антарктиде - минус 29! Охране, работающей у металлодетектора в коридоре правительства, уже разрешили носить теплые куртки с подкладом, а служащим гардероба - работать в головном уборе.
Ежились от холода и министры после пятишаговой пробежки из машины в парадную дверь. А некоторые даже смахивали с лица “северную” слезу.
Мороз подвиг на особый спич-призыв премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА:
- Хочу обратить внимание на очень важный вопрос! - открыл заседание глава кабмина, окинув взглядом румяных министров. - Со вчерашнего дня (с 22 января. - Т. Г.) в ряде регионов страны сильно похолодало. По прогнозам синоптиков, сильный мороз продлится еще несколько суток. Сейчас в шести регионах страны температура воздуха составляет от минус 30 до минус 40 градусов. Такие сильные морозы ожидаются и в четырех южных регионах. Поэтому акимам областей принять дополнительные меры по соблюдению температурных графиков работы тепловых сетей, особенно в малых городах, на небольших котельных. Совместно с акиматами и МВД поручено организовать передвижные пункты обогрева для водителей и пассажиров, горячее питание для них. Также обеспечить дежурство аварийно-спасательных бригад, сопровождение экстренных медицинских служб. Весь этот самый холодный период должен пройти для всех служб четко и слаженно! Отдельно обращаюсь к руководителям госорганов и частных компаний: не задерживать своих работников допоздна на рабочих местах! По возможности организовать централизованный развоз сотрудников!
При последних фразах премьера министры почему-то заерзали в креслах.
В правительстве рассмотрели еще один безотлагательный вопрос - безопасность международных перевозок по территории страны, на что власти сподвиг обратить внимание трагический случай со сгоревшим автобусом в Актюбинской области. Сегодня Министерство по инвестициям и развитию совместно с МВД проводит проверку всех автобусов и маршрутов.
- Мы хотели бы сказать, что необходима системная работа на законодательном уровне, - отметил глава МИР Женис КАСЫМБЕК. - По итогам проверки МВД и мы должны будем внести кардинальные изменения в законодательство по ужесточению требований к таким нерегулярным перевозкам! В данном случае автобус осуществлял перевозки нерегулярные, есть проблемы и вопросы к самой организации, к хозяевам, водителям - расследование все это покажет.
По словам министра, сейчас законодательный пробел существует в правилах осуществления именно нерегулярных международных перевозок, тогда как к регулярным предъявляются очень жесткие требования: по возрасту и техосмотру транспорта, медосмотру водителей и другие.
Кроме того, Касымбек обратил внимание и на вопросы обеспечения безопасности в гражданской авиации. Он сообщил, что в Казахстане будет создана новая нацкомпания, надзирающая за безопасностью в пассажирских авиаперевозках. По его словам, она будет использовать лучшую в мире британскую модель. Проект еще должен получить одобрение нацкомиссии по модернизации.
А для повышения качества подготовки авиационных кадров планируется в этом году начать строительство авиационно-учебного центра в Астане, а также передать Академию гражданской авиации из МОН в ведение МИР.
Вместе с тем министр сообщил, что с казахстанских авиакомпаний сняты все ограничения на полеты в страны Европейского союза.
Но с наибольшим вдохновением он говорил о грандиозной цели Казахстана увеличить транзитный потенциал в сфере авиаперевозок.
- Перед отраслью стоит задача по увеличению количества транзитных авиапассажиров к 2020 году до 1,6 млн. человек! За последние 8 лет, с 2010 по 2017 год, количество транзитных пассажиров казахстанских авиакомпаний выросло более чем в 30 раз - с 20 до 620 тысяч пассажиров в год. В этом году ожидается 900 тысяч транзитных пассажиров! - сообщил Женис Касымбек, отметив, что ключевые пассажиропотоки транзитом через Казахстан наблюдаются из Китая в Европу, Турцию, Россию и на Украину, между Европой и Южной Кореей, с Украины в Узбекистан и Индию.
При этом он опроверг информацию о том, что несколько авиа­компаний ушли из Казахстана из-за повышения сервисных услуг аэропортов, в том числе за сборы за взлет и посадку, за парковку и базирование.
По его словам, тарифы на эти услуги в ряде казахстанских аэропортов изменились только с начала года и только в рамках обслуживания международных рейсов. Между тем British Airways и “Чешские авиалинии”, как отметил Касымбек, прекратили свои полеты в Казахстан в 2015 году, “Австрийские авиалинии” - в 2016-м, а KLM - в 2017-м, за три месяца до принятия новых тарифов.
Тарифы казахстанских аэропортов, подчеркнул министр, остаются конкурентными и не могут быть причиной для отказа иностранных авиакомпаний от использования территории Казахстана как авиатранспортного хаба.
- Сейчас по аэропорту Астаны тариф на основную услугу “взлет/посадка” составляет примерно 5,6 доллара на тонну воздушного судна. У основных наших соседей и конкурентов по рынку авиа­транзита следующие тарифы на эту услугу: Домодедово (Москва) - 11,5 доллара за тонну, Ташкент - 19,8 доллара, Бишкек - 18, Новосибирск - 11,5, Екатеринбург - 17,4 доллара, - проинформировал Касымбек.
Тем не менее премьер Сагинтаев поручил своему первому заму Аскару МАМИНУ еще раз изучить жалобы авиакомпаний.
После заседания, уже облачившись в верхнюю одежду в холодном фойе, журналисты поинтересовались у главы Минтруда и соцзащиты населения Тамары ДУЙСЕНОВОЙ, как она относится к идее “северных” надбавок к зарплате астанчан, что практикуется в северных регионах России и Канады. Министр сначала тихонько засмеялась, а потом серьезно ответила:
- Нет, это не глупо, конечно! Но тогда южане скажут, что мы страдаем от 50-градусной жары и нам нужна доплата за покупку кондиционеров. Доплату можно предусмотреть за счет решения местных представительных органов. Для этого нужно, чтобы каждый регион вышел со своей заявкой в акимат, а маслихаты этот вопрос рассмотрели.
После чего, пробежав в туфлях по правительственным входным ступенькам, как и другие министры, юркнула в прогретую служебную машину.

Тогжан ГАНИ, фото с сайта nur.kz, Астана

Поделиться
Класснуть