4509

Чем вызван рост цен на дизель в Казахстане?

Июнь завершился ростом цен на дизтопливо на всех крупных автозаправочных станциях страны - литр горючего теперь стоит 178 тенге. С чем связано повышение цен и будет ли топливо дешеветь в ближайшем будущем? 

Рост стоимости дизеля аналитики связывают с многими факторами. Определенное давление на рынок оказывает риск дефицита горючего. По информации участников рынка, существующих запасов дизтоплива, а также запланированных на июль объемов производства достаточно для обеспечения внутреннего рынка в полном объеме. Однако плановый ремонт Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) в августе может привести к снижению выработки горючего.
Еще один существенный фактор - это мировой рост цен на нефть и нефтепродукты. Причем это давление ощутимо не только у нас в стране. К примеру: дизтопливо в России подорожало на АЗС до 44 рублей за литр (около 238 тенге по нынешнему курсу). Сейчас розничная стоимость дизтоплива на российском рынке с учетом налоговой разницы между нашими странами равна 198 тенге за литр. В общем, этот фактор в условиях свободной торговли может привести к перетокам нефтепродуктов из приграничных казахстанских регионов в Россию.
Стоит отметить, что в августе спрос на дизель с учетом сельхозработ традиционно высок. Поэтому крупные сети вынуждены сегодня запасаться горючим даже при условии действующего высокого акциза. Часть объема все же придется закупать у ближайших соседей - России. Таким образом, как отмечают эксперты, в ближайшей перспективе высока вероятность дальнейшего роста розничных цен в Казахстане.
К слову, по их подсчетам, розничная цена российского дизтоплива на наших АЗС в приграничных с Россией областях должна составлять не менее 190 тенге за литр. Причем эта объективная цена и необходима рынку в период высокого сезонного спроса на дизель.
Впрочем, эксперты оптимистичны в своих прогнозах: осенью с падением спроса на горючее и с установлением минимальной ставки акциза цены на дизтопливо должны снизиться. Напомним: с 1 июня 2017 года ставка налога (акциза) при оптовой реализации дизельного топлива поднялась с 540 до 9300 тенге за тонну. Соответственно, по мере того как запасы ранее закупленного “дешевого” дизельного топ­лива истощались и новые партии приходилось покупать уже по повышенным ценам, крупные сети постепенно поднимали розничную стоимость. Но это была временная мера: максимальная ставка будет действовать до октября 2018-го, а в ноябре вернется к своему минимальному значению - 540 тенге за тонну.
Кроме прочего снижению цен на топ­ливо должно способствовать завершение в этом году модернизации всех отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Цены на АИ-92 за последний месяц подешевели, а запасы, по словам главы Минэнерго Каната
Бозумбаева, составляли более 340 тыс. тонн, да и качество отечественного топ­лива должно быть отличным. С учетом излишков собственного бензина потребность в его импорте сегодня отсутствует. Отечественный рынок дизеля, как обещают, также будет обеспечен в полном объеме. В планах же Казах­стана наладить поставки ГСМ в страны Центральной Азии: к концу 2018-го, по официальным данным, суммарный экспорт может составить 300-400 тыс. тонн бензина, а в 2019 году (при условии, что объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам) - 1-1,2 млн. тонн бензина.

Сергей САДЫКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть