2205

ГЧП: вложись-ка и жди!

Сенатор Бырганым АЙТИМОВА усомнилась в целесообразности государственно-частного партнерства при строительстве школ в ряде регионов, особенно в отдаленных.

О том, как правильно распределить финансирование строительства между государством и бизнесом, шла речь вчера на “круглом столе” в сенате.
Львиная доля проектов ГЧП, как заметила Айтимова, приходится на сферу образования и здравоохранения. Но насколько правильно идет распределение средств в разрезе регионов - большой вопрос. Так, например, в Астане, по словам сенатора, участия бизнеса в строительстве школ вообще нет, хотя потребность в учреждениях образования в столице с учетом высокой рождаемости огромная. В Алматы всего лишь одна школа будет построена по принципу ГЧП, в Актау - пять, а в Актобе - целых 66.
- У нас во многих регионах, особенно в северных, малокомплектные школы, где учится очень маленькое количество детей. О каком ГЧП может идти речь в этих регионах? Особенно на селе? Я понимаю, в Астане, Алматы, южных регионах можно рассчитывать на полную поддержку бизнеса. Но что делать в небольших регионах, где заработная плата очень низкая, есть разница почти в 20 процентов в оплате труда между женщинами и мужчинами? Кому это нужно - построить школу и потом 50 лет за счет образовательных услуг возвращать свой капитал? - задалась вопросом сенатор.
Первый вице-министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ согласился, что бизнесменам нет никакого резона строить малокомплектные школы, да еще и в отдаленных населенных пунктах.
- Безусловно, это должно делать государство, - продолжил он. - В Астане и Алматы в основном идут проекты ЖКХ, но мало проектов образования. Тут мы скоординируем. Либо потребности мало, либо бизнес не предлагает, либо бюджетное финансирование такое - решили, что в приоритете ЖКХ. Когда мы говорим о разгрузке бюджета, мы говорим, что за 1 млрд. тенге можно построить один объект, а можно и десять - по ГЧП.
- Но вы же рейтинг поставили акимам! - возразила Бырганым Айтимова. - Они же сейчас умирать будут… Мне бы такую задачу поставили, если бы я была акимом: у тебя, Айтимова, мол, рейтинг повысится, если ты столько-то объектов здравоохранения построишь по ГЧП!..
- Область не состоит из малокомплектных школ и поликлиник, - парировал Даленов.
- Всегда в любой области есть десятки проектов, где бизнес говорит: я сам построю объект - предоставьте мне условия. А малокомплектные школы, конечно, будут строить за счет бюджета, - добавил он.
Сенатор Айтимова, заметив, что у нее есть конкретный пример из жизни, заявила: договоры о ГЧП меняются не в пользу предпринимателя, когда к власти приходит новый руководитель области. Она поинтересовалась у вице-министра, отрегулировано ли это законодательно. По словам Даленова, Миннацэкономики два года потратило на то, чтобы решить этот вопрос. В итоге в законе о ГЧП прописали норму, согласно которой договоры подлежат обязательной регистрации в казначействе. Это означает, что государство приняло на себя определенные обязательства и договор не подлежит изменению.
Наряду с этим Руслан Даленов поведал, какими темпами в стране реализуется ГЧП. Сегодня в порт­феле 194 проекта, это в восемь раз больше, чем за предыдущие 10 лет. Такой скачок первый вице-министр объяснил принятием в 2015 году профильного закона, который позволяет реализовывать не только крупные инфраструктурные проекты, как ранее, но и проекты в самых разных отраслях.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть