3381

Гляди - подвозят, гляди - сажают...

Задержание людей, которые 21 мая хотели публично высказаться по земельному вопросу, - полнейший правовой нигилизм, заявил на прошедшей во вторник в Алматы пресс-конференции известный правозащитник Евгений ЖОВТИС. 

Как сообщила руководитель общественного фонда “Международный правозащитный центр” Айна ШОРМАНБАЕВА, 21 мая были зафиксированы многочисленные нарушения прав граждан. И сейчас те, кто был задержан, намерены обжаловать действия полиции, в чем правозащитники готовы им помочь.
- Произошло нарушение прав граждан, в частности нарушение права на свободу мирных собраний, - считает Шорманбаева. - Также мы констатируем нарушения права на личную неприкосновенность: были произвольные задержания, как это называется в международном праве. Без объявления каких-либо причин, без законных оснований людей просто свозили в несколько РУВД. Кого-то выпускали в течение положенных трех часов, но многих держали дольше, что тоже является нарушением.
Директор общественного фонда “Хартия за права человека”, член общественного совета при МВД Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА констатировала: в тот день попасть в полицейские участки не могли не только правозащитники и адвокаты, но и обычные граждане по своим текущим делам, а полицейские при этом ссылались на некий ведомственный приказ.
По словам г-жи Турмагамбетовой, местные власти просто самоустранились в этой ситуации.
- Накануне все акимы получили от президента указание идти и разъяснять народу ситуацию, - заявила она. - Если бы на тот момент на площади руководители местной власти появились среди людей и начали диалог - полицейские вели бы себя совсем иначе. Но никого не было...
Президент фонда защиты свободы слова “Ѕдiл сљз” Тамара КАЛЕЕВА, естественно, заострила внимание на журналистах - 21 мая было зафиксировано 52 случая нарушений прав представителей прессы. Попытки отобрать рабочее оборудование, задержания, принудительное снятие отпечатков пальцев, удаление записей с камер и диктофонов, обвинения в организации митингов - ни с чем подобным казахстанское медийное сообщество не сталкивалось.
- Статья 20 закона о СМИ гласит: журналист при предъявлении служебного удостоверения имеет право присутствовать на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов, - напомнила она. - И нарушение профессиональных прав журналистов должно наказываться в соответствии со статьей 158 УК “воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста”.
Между тем Евгений Жовтис считает, что полицейские в тот день нарушили нормы Конституции, а также Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, которые по иерархии стоят выше, чем законы об органах внутренних дел, национальной безопасности и т. д. Дело в том, что в отличие от уголовного права, где есть понятие “приготовления к совершению преступления или покушения на него”, в административном праве ничего такого нет - ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Поэтому превентивные меры в виде задержания людей, которые только собирались на митинг, незаконны.
- Единственная статья, которая могла быть применена, - это статья 488 КоАП. Она касается ответственности за нарушения законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, - сказал г-н Жовтис. - Если привлекают за организацию - еще понятно. Меня интересуют люди, которых задержали 21 мая. По идее, задержания могли быть только за участие в незаконном собрании. Не “шел на незаконное собрание”, не “думал о незаконном собрании”, а именно “участвовал в незаконном собрании”. Но если, как сказал господин ЛЕПЕХА (Игорь, начальник комитета административной полиции МВД, 21 мая заявивший на брифинге в Астане, что митингов не было. - М.А.), незаконного собрания не было, то за что задерживали людей?!

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайтов kaztrk.kz, today.kz и newskaz.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть