8391

Марат Принбеков, директор “Алматы спецтехпаркинг сервис”: Мне неинтересен вопрос о доходах

Сколько можно заработать на платных парковках? Почему новые эвакуаторы, которые будут работать в интересах частных парковок, закупают на государственные деньги? Почему так трудно найти паркоматы на улицах южной столицы? Об этом и не только мы расспросили главного парковщика мегаполиса Марата ПРИНБЕКОВА (на снимке).

- Марат Усенович, уже к концу августа в Алматы должны поступить 30 эвакуаторов, чуть позже - еще десять. Как заявляют в акимате, они нужны в том числе и для того, чтобы помочь развитию системы платных парковок. Интересная получается ситуация: город на бюджетные деньги покупает эвакуаторы для частной фирмы...
- Это не совсем так. Эвакуаторы получим не мы, а ДВД Алматы, и полицейские сами будут устранять те нарушения, которые есть на наших дорогах: увозить машины из зон, на которых парковка запрещена (газоны, тротуары). Мы сами хотели купить такие машины, больше года пытались законно утвердить сумму возмещения затрат по содержанию этого транспорта, но у нас это пока не получилось. И видя тот хаос, который образуется на тех участках, на которых появляются наши парковки, акимат и решил закупить эвакуаторы.
Сейчас в Алматы работает всего девять таких машин: две - на балансе ДВД, семь - службы спасения. Они не в состоянии решить все проблемы. Все ведь сейчас говорят: мол, как только мы оборудуем зону платной парковки, большинство из тех, кто раньше парковался на этих улицах, начинают ставить машины в неположенных местах, во дворах или на тротуарах. Вот для чего нужна новая партия эвакуаторов - чтобы навести порядок.
- А вы что-нибудь сделали для того, чтобы помочь жителям прилегающих к вашим парковкам домов?
- Мы постоянно проводим мониторинг систем, которые применяются в мире для решения подобных проблем. Их, в принципе, можно адаптировать к нашим условиям. Например, в некоторых странах компании, которые занимаются платными парковками, администрируют в том числе и дворы, но, конечно, с согласия собственников квартир.


- Паркинги во дворе устанавливают?
- Нет. На въезде во двор жильцы вывешивают предупреждение о том, что посторонние автомобили, въезжающие на эту территорию, платят штраф (он может доходить до 500 евро). У компаний, занимающихся платными парковками, есть специально оборудованные машины, которые производят фиксацию номеров нарушителей. А кто-то ставит на въезде во двор шлагбаумы: чтобы их открыть, нужно через телефон ввести определенную комбинацию цифр. В общем, есть разные технические решения.
- Но в наших условиях эти рычаги не применимы, поскольку требуют изменения законодательства. А на это, сами знаете, могут уйти годы. Давайте конкретно: вы сейчас собираетесь что-нибудь делать, пытаясь помочь жильцам таких домов?
- Мы не можем ничего такого сделать, потому что не имеем на это права. Мы работаем на муниципальной территории, а двор - это земля кондоминиума. Здесь вся ответственность лежит на самих жителях, они сами решают, что делать.
- То есть машины во дворах - проблема самих жильцов?
- Конечно!
- Звучит странно: появляются они в тех местах, где оборудуют платные парковки, но вы как бы ни при чем.
- Я повторюсь: здесь должны действовать КСК, сами жильцы. Мы не можем им что-то навязывать. Конечно, когда закупят эвакуаторы, будем ходатайствовать в ДВД о том, чтобы они обратили внимание на наиболее проблемные зоны притяжения транспорта. Надеюсь, что так проблема решится.
- А что с паркоматами - порой их сложно найти. Приходится бродить вдоль улиц, звонить в ваш call-центр, и это не редкость. Вы их стали убирать? Экономите?
- Есть определенный опыт: в европейских странах один паркомат устанавливается на 120 машино-мест, в городах России - на 90, у нас - на 50. Сейчас в Алматы 85 паркоматов, 34 из них новые, они принимают для оплаты уже и купюры, остальные - только монеты и платежные карты.
Как известно, наш проект начинался возле Зеленого базара, там паркоматы были установлены густо, потому что в том районе много автомобилей. Сейчас же мы стали выходить на те улицы, где довольно мало машино-мест: их может быть 30, а то и меньше, на один квартал.
Но все равно мы пытаемся найти золотую середину, устанавливая паркоматы так, чтобы человеку не нужно было идти пару кварталов, разыскивая их. Поймите, наша модель ведения бизнеса не позволяет ставить их так, чтобы люди о них спотыкались. Допустим, в центральной части Москвы сейчас вообще убрали паркоматы - там 80 процентов автомобилистов пользуются мобильным приложением.
- А у нас?

- И двух процентов нет. А ведь плата через смартфон дает много плюсов: поминутная оплата, не надо искать паркомат, можно самим продлять время стоянки. Я призываю всех алматинцев переходить на такой способ оплаты.
- Но ведь у людей и здесь возникают проблемы и с загрузкой мобильного приложения, и с оплатой парковки через телефон. Сама с этим сталкивалась.
- Мобильное приложение работает на любом смартфоне, главное, чтобы был Интернет. Скачать приложение может любой и спокойно им пользоваться. Не нужно путать его с услугой SMS-оплаты - этот способ поддерживают только два оператора мобильной связи. Но с самим приложением, подчеркиваю, нет проблем.
- Где парковки появятся в ближайшее время?
- Я назову вам квадрат улиц, в котором мы будем внедрять свою систему: Сейфуллина - Райымбека - Калдаякова - Аль-Фараби. Здесь будет основная работа. Но, возможно, мы будем двигаться по улицам Ауэзова, Розыбакиева, в районе рынка “Тастак” - там большие проблемы.
А в некоторых местах мы будем сворачивать свою работу. Например, акимат уведомил нас о том, что по улице Кунаева от улицы Шевченко до Макатаева парковок не будет, там сделают велодорожки. Такая же ситуация на части улицы Гоголя, где оборудуют пешеходные зоны, и Жибек жолы (от ул. Желтоксан до Абылай хана). Мы постепенно убираем там свои паркоматы.
- На днях юрист Олег ЧЕРНОВ заявил, что некоторые из ваших парковок можно признать незаконными, так как не везде есть разметка и соответствующие информационные щиты, чего требуют правила организации платных стоянок.
- Молодой парень захотел пропиариться. Наши сотрудники пытались с ним встретиться, дать разъяснения. Мы даже не стали подключать свою юридическую службу, потому что знаем, что работаем в рамках закона. В интервью одному из порталов молодой человек заявил: мол, я готов оказать “Алматыпаркингу” бесплатные консультационные услуги. Так вот мы в них не нуждаемся, у нас свои квалифицированные юристы.
- Ну и напоследок самый животрепещущий вопрос: почему вы никогда не оглашаете размер доходов компании? Это секретная информация?
- Нет, любой контролирующий орган может взять ее у наших бухгалтеров. Сейчас платные парковки - это инвестиционный проект, более полутора миллиардов тенге было затрачено, и у нас нет точки окупаемости. Обычно я говорю о налогах, которые выплатил “Алматыпаркинг” за время своей работы: 230 миллионов тенге в прошлом году и более 100 миллионов в этом.
- Налоги - это хорошо. Но ведь у компании есть какие-то доходы, те самые деньги, которые, как вы говорите, вкладываете в проект.
- Доходов нет, есть выручка, которая не покрывает расходы.
- Ну а собрано-то сколько? Назовите цифру поступлений за прошлый год...
- Я не могу вам эту цифру назвать - мне она неинтересна.
- Такого быть не может! Вам же нужно хотя бы примерно понимать, как скоро окупится проект.
- Деньги, которые мы получаем, не покрывают затраты, которые несет компания. Знаете, если мы будем устанавливать паркоматы в соотношении один на 120 машино-мест, люди начнут пользоваться мобильным приложением, не будет проблем с вандализмом, в течение последующих двух лет система выйдет на точку окупаемости. Но наша цель не прибыль, для нас главное - навести порядок с парковками в городе.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Олег ЧЕРНОВ, юрист:

- Все началось с того, что на днях мне пришло предписание из ДВД о штрафе за уклонение от оплаты за парковку - 6807 тенге. Да, я парковался напротив ЦУМа, в том месте установлен щит, предупреждающий, что зона парковки платная. Но этого недостаточно для того, чтобы она считалась законной! По правилам организации платных автостоянок (автопарковок) Алматы каждое парковочное место должно быть обозначено разметкой, информационными щитами, на которых в том числе должны быть указаны границы парковочной зоны. Поэтому сейчас я намерен доказать незаконность именно этой платной парковки, располагающейся на проспекте Абылай хана. Да, я допускаю, что она появилась там на законных основаниях, но она не приведена в соответствие с существующими правилами.
Я уже подал обращения в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, в ДВД города. Сейчас буду обжаловать предписание о наложении административного взыскания в виде штрафа и подавать иск в суд о признании парковки возле ЦУМа незаконной. Таким образом я соз­дам прецедент, ведь подобных участков в городе много.
Никто из “Алматыпаркинга” ко мне не обращался. Наоборот, мы пытались наладить конструктивный диалог, но навстречу мне не пошли.

Поделиться
Класснуть