7312

Мен - қазақпын!

У Шерняза Шухамая из документов на руках только военный билет.

54-летний Шерняз ШУХАМАЙ, проживающий ныне в Актобе, готов на необычный эксперимент. Мужчина всерьез настроен сдать экзамен на знание казахского языка, истории и национальных традиций, чтобы доказать, что он потомственный казах. А там, надеется он, глядишь, повезет и с казахстанским гражданством, которое он никак не может получить, хотя живет в нашей стране уже два десятка лет...

- Мои предки всегда жили в предгорьях Алтая, ни от какой советской власти никуда они не сбегали. Как баи в начале про­шлого века не держали путь в Афганистан, Китай или еще куда-то, - рассказывает Шухамай. - Да и в монгольском Баян-Ольгий очень много казахов, наш род там жил испокон веков. Мои предки - казахи, и я - казах!
На глаза нашего героя наворачиваются слезы. Чуть сгорбившись, он подергивает плечами. На замусоленных бумагах, документах, разложенных перед ним, появляются мокрые пятна. Эх, если бы слезами можно было помочь делу, вздыхает он:
- Меня зовут Шерняз. Отца зовут Шухамай. Ну какой монгол даст своим детям казахские имена?! У них ведь сплошные Баатачулуун или Лхагва!
История Шухамая знакома как зубная боль. В похожей ситуации оказывался не один оралман, вернувшийся на историческую родину. Речь идет о трудностях с получением казахстанского гражданства. Но, наверное, никто не убивался так, как он, из-за того, что окружающие сомневаются по поводу его национальности.
В Монголии он ходил в казахскую школу, женился на казашке, занимался животноводством. А в начале 90-х прошлого столетия решил вернуться на историческую родину.
Вместе с ним в Казахстан перебрались жена и сын. Положенные деньги за репатриацию переселенцы получили сразу после прибытия и обосновались в Айтекебийском районе Актюбинской области. На новом месте семья Шухамая тоже планировала заниматься животноводством, однако все планы пошли насмарку.
- Вначале у всей семьи официальные органы Казахстана забрали документы. Как нам объяснили, это было необходимо для оформления казахстанского гражданства, - говорит Шерняз. - Взамен нам выдали временные документы.
Однако позже удостоверение личности гражданина Казахстана получили лишь его жена и сын. Недоумевающему оралману популярно объяснили: мол, в вашем паспорте какие-то данные от руки были исправлены, и теперь соответствующие органы сомневаются по поводу вашей национальности.
- Я хотел предоставить свидетельство о рождении, где черным по белому написано, что я казах, но оно было утеряно при пере­езде, - оправдывается мужчина. - В итоге я до сих пор без гражданства, а госорганы по сей день не могут решить, кто я по национальности - казах или монгол?
По словам переселенца, все эти годы его жизнь хуже, чем у бомжа. Из-за отсутствия документов он не может ни на работу устроиться, ни приобрести недвижимость, ни свое дело открыть.
- Сейчас я работаю дворником, в месяц зарабатываю 15 тысяч тенге. Разве это жизнь?! - плачет Шерняз. - Были бы документы, я уж точно по-другому жил, скот разводил.
Между тем в миграционной полиции считают, что причины сомневаться в том, что Шухамай этнический казах, все же есть. Иначе, говорят, зачем ему нужно было вносить исправления в своем паспорте в графе “национальность”? Дело в том, разъяснили в полиции, что в монгольских паспортах автобиографические данные человека вносятся от руки обычной авторучкой, вот там он или кто-то другой внес поправку, написав “казах”. Отсюда, говорят в управлении, и все беды.
- Мы проблему Шухамая знаем хорошо. И за эти годы отправляли не один запрос в посольство Монголии в Казахстане. Просим монгольскую сторону уточнить, дать сведения насчет национальности Шерняза Шухамая. Но посольство не отвечает на наши письменные запросы, - разводит руками старший инспектор управления миграционной полиции ДВД Актюбинской области Айгуль НУРТАЗИНА.
- Есть только один документ у меня на руках - военный билет. В нем написана моя национальность - казах. Но, увы, в Казах­стане говорят, что военный билет - это обычная бумага, - сокрушается мужчина.
Как быть дальше, переселенец не знает. Шернязу Шухамаю необходимо самому ехать в Астану в посольство Монголии и разбираться на месте. Таковы условия процедуры выяснения и установления личности, а также персональных данных. Но вся проблема в том, что из-за отсутствия документов он не может купить билет ни на самолет, ни на поезд, ни на автобус. Хоть пешком иди!
- В таком случае есть только один выход - сдать экзамен на знание казахского языка, истории и национальных традиций, - считает мужчина. - Я готов доказать, что я казах. Я знаю всех своих предков до седьмого колена, как и полагается истинному казаху! Знаю сотни казахских пословиц, могу спеть забытые казахские народные песни, показать, как именно по-казахски необходимо резать барана, корову, мясо коптить! Готов на все, что угодно, чтобы доказать, что я - казах!
Интересно, согласятся ли на это чиновники, которые решают его судьбу?

Антон МОЛДИН, фото автора,Актобе

А тем временем

Родина помнит?

Устранить препоны, чинимые оралманам миграционными органами, требуют “Народные коммунисты”. С соответствующим депутатским запросом они обратились к министру внутренних дел Казахстана Калмуханбету КАСЫМОВУ.
По словам члена парламентской фракции “крас­ных” Жамбыла АХМЕТБЕКОВА (на снимке), с момента обретения Казахстаном независимости на свою историческую родину вернулись около миллиона казахов. Однако, отмечает депутат, с 2012 года приостановлено выделение квот оралманам до особого распоряжения правительства.
- Несмотря на это обстоятельство, граждане казахской нацио­нальности продолжают прибывать на свою родину. Теперь в вопросах их вхождения, слияния с обществом встают все новые препоны: бумаго­творчество и бюрократизм органов миграции, - заявил депутат.
Он привел пример прибывшего из Китая оралмана Ауыта МУХИТБЕКА, у которого органы миграции РК якобы необоснованно требуют две справки: разрешение из страны пребывания (листок прибытия) или разрешение на проживание в Республике Казахстан и отсутствие судимости и привлечения к административной ответственности. По словам Жамбыла Аужановича, данные справки компетентные органы Китая не выдают, так как их собирают и учитывают перед выдачей паспорта, который, в свою очередь, выдают только в определенном порядке гражданам, выезжающим за рубеж.
- “Когда говорю, дайте мне и членам моей семьи эти две справки, так как я переезжаю в Казахстан, компетентные органы Китая приводят статьи своих законов, как бы указывают на неосведомленность казахстанских властей”, - процитировал Ахметбеков оралмана. - То есть они считают, что согласно данному порядку требовать эти справки от граждан, получивших паспорт КНР, излишне.
Мажилисмен также обратил внимание на казахскую молодежь, прибывшую из-за рубежа для учебы в Казахстане. Ранее, отметил он, эти молодые люди, поступив в вузы, становились на постоянный учет в общежитии и получали гражданство Казахстана. Сейчас эту возможность отменили, в результате чего выпускники возвращаются в страну, из которой прибыли.
“Народные коммунисты” просят главу МВД рассмотреть возможность исключить из списка требуемых документов вышеназванные справки, чтобы оралманы могли спокойно возвращаться на историческую родину, а также предоставить молодым людям, прибывающим на учебу в нашу страну, общежитие и право на упрощенное получение гражданства.

Лэйла БАСАРОВА, Астана

Поделиться
Класснуть