2761

Минэнерго, вам пакет!

В Казахстане в следующем году введут новую систему расчета тарифа на элект­роэнергию с трендом на удешевление. Об этом вчера на пресс-конференции сообщил министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ (на снимке). А вот прогнозировать цены на бензин он не стал, заметив лишь, что уже в этом году внутренний рынок будет на 90 процентов обеспечен собственными ГСМ за счет увеличения объема переработки нефти на казахстанских НПЗ. Ведомство учло прошлогодний печальный опыт с острым дефицитом и удорожанием бензина и продумало, как этого не допустить впредь.

Уже в этом году будут упразднены 15 энергопередающих компаний, по словам министра, в связи с укрупнением остальных. А к 2022 году их количество и вовсе сократится с 160 до 110, то есть на 30 процентов. К концу этого года в рамках межрегионального проекта “Север - Восток - Юг” будет завершен второй этап строительства линии Шульбинской ГЭС. Это позволит ликвидировать дефицит электроэнергии в Восточно-Казахстанской и Алматинской областях. Как сообщил Канат Бозумбаев, с 2019 года заработает рынок электрической мощности, и структура тарифов электрической энергии полностью изменится.

- В прошлом году мы подписали “дорожную карту” с акиматами, согласно которой все бесхозные сети будут взяты на баланс РЭКов. Они будут отремонтированы, соответственно, улучшится качество энергоснабжения в целом в стране. В 2019 году все эти прелести 51-го шага президентского Плана нации (укрупнение региональных электросетевых компаний. - Л. Т.) население уже почувствует, - заявил глава Минэнерго.
Отвечая на вопрос журналистов, как будет складываться ситуация с ценами на бензин, Бозумбаев сообщил, что в 2018 году казахстанские НПЗ переработают нефти на 1,2 млн. тонн больше, чем в прошлом году, доведя общий объем переработки до 16 млн. тонн. Это позволит ограничить импорт, и объем ввозимого бензина не превысит 10 процентов. Однако ценового регулирования рынка ГСМ, подчеркнул министр, не будет. Но и дефицита бензина, по его словам, не ожидается.
Медийщики припомнили министру прошлогоднюю историю, когда из-за затянувшегося ремонта на нефтеперерабатывающих заводах появилась острая нехватка бензина, что привело к резкому скачку цен. Как предположили журналисты, перед ремонтом НПЗ создают запас нефтепродуктов на несколько месяцев, следовательно, дефицит, как и удорожание, образуется искусственно.
- Так вопрос нельзя ставить! - рубанул министр. - Не обижайтесь, вы, наверное, все знаете, я прямолинейный человек. Но не потому, что хочу кого-то обидеть. А потому, что когда читаю, мне смешно. Но непрофессиональным людям-то не смешно, они же верят этому!
В министерстве планируют все правильно, но жизнь иногда вносит свои коррективы, вздохнул министр и вспомнил прошлогодний печальный опыт:
- Павлодарский НПЗ должен был ремонтироваться во второй половине июня и в июле закончиться. По их вине они не подготовили соответствующее оборудование, ремонт был перенесен на конец сентября. Дальше нельзя было, потому что холодно в Павлодаре, потом не запустишь завод нормально. Вы знаете, что потом произошло: печально известный сварщик появился и прочие люди…
Сейчас принято решение, что все три НПЗ в этом году будут проводить у себя ремонт не 30-40 дней, как раньше, а 15-20. Как подчеркнул Бозумбаев, график работы заводов будет составлен таким образом, чтобы это сильно не повлияло на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок. Министр пообещал, что в этом году необходимый объем ГСМ в стране будет обеспечен. Кроме того, на данный момент Министерство энергетики готовит предложение правительству о необходимости формирования государственного резерва, в котором будут храниться определенные объемы дизтоплива и бензина на случай аварии или ремонтных работ на заводах.
- У нас всего три крупных НПЗ. Выпадение на месяц каждого из них в любом случае влияет на рынок. Все равно завод больше чем месячный объем запасов создать не сможет - у него нет таких резервуаров. Поэтому регламент работ будет. Импорт дизтоплива был и будет, - добавил Канат Бозумбаев.
Высказался он и по поводу качества топлива. В трескучие морозы многие автолюбители застревают на трассах, и причину этого они видят в некачественном топливе. Но, как заявил Бозумбаев, в 40-градусные холода автомобили глохнут вовсе не из-за плохого топлива.
- Во-первых, за качество топлива на заправочных станциях мы не несем ответственности. Второе: если глохнет двигатель во время мороза, это не означает некачественное топливо - это дизельное топливо, которое нужно эксплуатировать в определенных климатических условиях, - сказал Канат Бозумбаев.
При покупке произведенного на Шымкентском НПЗ дизельного топлива, продолжил он, надо понимать, что при температуре ниже минус 25 выезжать не рекомендуется.

- На север едешь - не надо на автобусе везти гастарбайтеров из Узбекистана в Россию, не надо заливать (бензин с Шымкентского НПЗ. - Л. Т.). Не жадничать, а залить “Арктику”, которая минус 40 градусов выдерживает. Это касается также всех дальнобойщиков, - дал инструктаж министр. - Что касается бензина, вообще жалоб не слышал.
Рассказал он также о готовности региональных теплоэлектростанций к суровым морозам. По словам Бозумбаева, все города страны к низким температурам подготовились, опасения вызывает лишь Темиртауская ТЭЦ.
- Мы создали соответствующий штаб под руководством моего заместителя ДЖАКСАЛИЕВА, провели селекторное совещание с регионами. Это северная и восточная части Казахстана, которые находятся в зонах арктического циклона и где предполагаются температуры ниже 35 градусов. Все службы готовы, необходимый запас топлива есть. На сегодня каких-либо серьезных аварий не зарегистрировано. Пока опасения вызывает только, как обычно, Темиртау. Хотя и в Темиртау хорошо подготовились в этом году, - пояснил Канат Бозумбаев.
Дело в том, что два блока Темиртауской ТЭЦ на ремонте, а остальных блоков не совсем хватает для полноценной подачи тепла.
- Некий недогрев уже был. Сегодня еще один котел должен войти в работу, и, соответственно, на заданные параметры ТЭЦ должна выйти. В остальных городах, находящихся в зоне антициклона, недогрева быть не должно, - сообщил глава Минэнерго.
Министру также задали вопрос, будет ли в Казахстане запрещено производство поли­этиленовых пакетов.
- Я читаю, конечно, в том числе и то, как нас троллят в Facebook: мол, Министерству энергетики нечем заняться... В реальности общественные организации вышли на Министерство энергетики, и мы взяли в работу изучение этого вопроса, - пояснил Бозумбаев.
В соответствии с действующим Экологическим кодексом, продолжил он, с 1 января 2019 года полиэтилен и ряд других вредных веществ нельзя будет вывозить на мусорные полигоны.
- Поэтому мы изучаем международный опыт. Вы знаете, что большое количество лет нужно, чтобы в почве полиэтилен мог каким-нибудь образом переработаться, грубо говоря. Поэтому он несет большой вред окружающей среде, - сказал министр, - при этом подчеркнув, что никто запрещать полиэтиленовые пакеты не собирается, пока им не будет найдена достойная и сопоставимая по цене альтернатива, например биоразлагаемые бумажные пакеты.
- Да, рассматривается вопрос, чтобы хотя бы бесплатно не раздавать эти (полиэтиленовые. - Л. Т.) пакеты. Я жил в разных регионах страны, на юге раздают, на севере продают. В Астане вы сталкивались, наверное: за город только выезжаешь - какое количество этих пакетов! В 2018 году мы эту работу проведем, она будет гласной, открытой, вместе с общественными организациями, только потом необходимые решения будут приняты, - заключил глава Минэнерго.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть