5685

Министр образования и науки - выпускникам школ: Вы ничего не понимаете!

Кажется, нынешнему главе Минобра Ерлану САГАДИЕВУ (на снимке) море по колено. Во всяком случае, если верить его заявлениям, сделанным в ходе вчерашнего брифинга в Астане, то ни с трехъязычием, ни с пятидневкой, ни с другими анонсированными руководством МОН новациями особых проблем не предвидится. Что касается опасений общественности по поводу дальнейшей судьбы казахского языка, то, по мнению министра,  стоит изменить методику - и вся страна заговорит по-казахски!

- Не секрет, что сегодня мы преподаем казахский язык в русскоговорящих школах, но выпускники - и казахи, и русские, и другие национальности, - выходя из этих школ, по-казахски не говорят и ничего не понимают! Поэтому сейчас одна из важных проблем - отсутствие правильной методики преподавания казахского языка. В других странах такая методика есть: многие казахстанские дети едут за границу и в течение 5-6 месяцев учат английский язык, читают и говорят. Такую же правильную методику нужно создать здесь, в Казахстане! - на этой оптимистической ноте главный образованец страны начал свой брифинг в столичной Службе центральных коммуникаций.
Отважного министра, как оказалось, не пугает даже скудный кадровый потенциал. По его словам, в стране учителей-полиглотов должно быть достаточно.
- Преподавателей казахского языка у нас достаточно. С преподаванием русского языка проблем не должно быть. Что касается владения английским языком, то давайте считать: у нас 365 тысяч преподавателей, нам нужно где-то 32 тысячи (англоязычных), чтобы обеспечить все старшие классы. Если даже каждый двадцатый преподаватель в течение 3-3,5 лет перейдет на англоговорящую форму преподавания предмета, то мы уже наполовину обеспечены! - с непрокисаемым оптимизмом заявил бывший рулевой “ФудМастера”.
Не трясутся в Минобре и за самих детей, родители которых не на шутку опасаются очередной образовательной “революции”.
- Что касается преподавания английского языка, то по детям, я думаю, у нас проблем нет, потому что как второй язык он преподается давно. И методики преподавания каждый год совершенствуются. Это нам позволяет сделать предположение, что дети с этим объемом справятся. И вообще, от себя хочу сказать: у нас все дети одаренные, поэтому надо дать им шанс проявить себя в полной мере. И уверяю вас, что вы будете приятно удивлены хорошим результатом! - “хлестался” Сагадиев.
Что же до перехода на пяти­дневку, то о ней, уверен министр, давно мечтают и педагоги, и сами дети. Больше того: и те и другие спят и видят переход на 12-летний цикл обучения.
- Задача 12-летнего образования не в том, чтобы выросших детей еще год держать в школах, - поспешил успокоить министр. - Основная задача - это первый класс начать с 6 лет. Сейчас у нас половина детей с 6-летнего возраста в школе сидят, половина - не сидят. 6-летний возраст ребенка - наиболее важный возраст. Страны ОЭСР давно это поняли. Если мы этим возрастом не воспользуемся, то дальше становится очень трудно... Именно в этом возрасте у тех, кто сидел в 6 лет, и тех, кто не сидел, начинает закладываться разница в образовательном уровне, которая особенно заметна между аулом и городом. Поэтому это задача номер один - в 6-летнем возрасте ребенок должен обязательно сесть за парту! - сказал как отрезал министр-новатор.
Как выяснилось далее, переход на 12-летку потребует всего четыре года.
- Если вы поговорите с ректорами всех ведущих вузов, то они скажут одно и то же: первый курс - это повторение школы - зря отсиживали. Поэтому я, будучи сам президентом двух университетов, прекрасно понимаю, что мы вуз в известной степени превратили в 12-й класс. Для того чтобы этого не было, часть общеобразовательных программ из вуза уйдет. Сейчас мы этот процесс начали, - заметил Сагадиев.
А с пятидневкой в школах вообще красота! У детей появляются 34 дополнительных выходных, что дает колоссальный мультипликативный эффект: учителя тоже получат возможность лишний раз отдохнуть от “цветов жизни”, а это - лучшее средство от аллергии на работу.
- С другой стороны, мы не можем убрать те или иные темы из предметов. Темы все взаимосвязаны, то есть для того, чтобы перейти в следующий класс, ты должен полностью освоить ту или иную тему. Соответственно, мы учебную программу менять не можем. На сегодня она рассчитана таким образом, что первоклассники, которые придут в сентябре в этом году в школу, закончат учебный год 31 мая 2017 года - этот вопрос решен окончательно (как говорится, и на том спасибо! - Ред.). Второклассники, пятиклассники и семиклассники, которые придут в следующем, 2017 году, будут также учиться пять дней в неделю. Закончат они, наверное, по-разному, но не позднее 10 июня, - лучился оптимизмом “лучший друг педагогов”.
"Ветер перемен” не коснется только ЕНТ. Ибо единое тестирование для всех детей несет в себе, по словам министра, “одну великую и важную социальную миссию - это распределение государственных образовательных грантов” (а мы, грешным делом, подумали о другой миссии - оценке полученных в школе знаний. - Ред.).
- Если вы эти госгранты отдадите в вузы, никакой справедливости или контроля государства над тем, как распределяются государственные деньги, выделенные на образование, не будет! В целом ЕНТ свою историческую миссию выполняет очень хорошо. Такой экзамен должен быть. Потому что по нему распределяются средства между выпускниками школ, они получают право учиться на государственные деньги. Стоимость проведения ЕНТ составляет около 3 процентов всех образовательных грантов, поэтому государство тратит 3,5 процента для того, чтобы справедливо и эффективно распределить эти деньги. Коэффициенты, в принципе, нормальные, - на голубом глазу вещал Ерлан Кенжегалиевич.
И главное - слава МОНу! - ЕНТ в этом году можно будет сдавать дважды.
- Ни у одного государства нет такого экзамена с такой высокой социальной ценой. Поэтому повторная сдача ЕНТ нам позволит в этом году снять социальный стресс (заметим, что повторно ЕНТ получат право сдавать те выпускники, кто не наберет пороговый уровень. - Ред.). Второе - для вас это будет новость - выпускники колледжей тоже могут пересдать ЕНТ. У нас сейчас его сдают в июле-августе, теперь мы им предоставляем возможность еще раз его сдать в январе следующего года - в 2017 году, - сообщил он.
Между тем, отвечая на вопрос нашего корреспондента о том, входит ли в планы дорожной карты трехъязычия проект латинизации казахского языка, о котором так много говорилось еще недавно, Сагадиев развел руками:
- На самом деле у нас такая огромная платформа для работы на ближайшие 2-3 года, что если мы туда добавим еще и латинизацию, мы можем просто растеряться на месте. Только представьте, какое огромное количество литературы нужно будет напечатать. И эта литература должна быть доступна для населения. Это непростой вопрос. Мы не можем взять и отрезать целый пласт знаний и информации и заменить его другим. Возможно, на это уйдет много лет...
Что вы говорите, господин министр! Неужто больше, чем на то же самое трехъязычие? Аre you sure?*

Арсен НУРТАЗИН, фото с сайта nur.kz, Астана


 


* Вы в этом уверены? (англ.)

Поделиться
Класснуть