8894

Мужик сказал - мужик не сделал. Он снова сказал

Министру сельского хозяйства Асылжану МАМЫТ­БЕКОВУ (на верхнем снимке) удалось то, чему могли бы позавидовать многие наши поп-звезды: два последних дня, прошедших после оглашения приговора его экс-заму Муслиму УМИРЬЯЕВУ (на нижнем снимке), главный аграрий держит в напряжении весь казахстанский политический бомонд.

В Интернете и на кухнях, в офисах и чиновничьих кабинетах, ну и, конечно же, в редакциях СМИ все гадают: подаст ли теперь министр в отставку, “как обещал”?
...Все началось в декабре прошлого года после задержания тогда еще вице-министра сельского хозяйства Муслима Умирьяева по подозрению в получении крупной взятки - 100 тысяч долларов - якобы за оказание содействия в конкурсе по закупке ветеринарных препаратов. Что называется, по горячим следам 24 декабря на личной страничке в Facebook его шеф Асылжан Мамытбеков поспешил высказаться об этом ЧП. Вот выдержки из декабрьского поста министра:
“В ст. 311 Уголовного кодекса РК указано, что взятка - это получение должностным лицом денег или каких-то других благ за действие (или бездействие) в отношении взяткодателя, если такие деяния ВХОДЯТ В СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (выделено автором поста. - Т. К.) этого должностного лица. Умирьяев М. Т. НИКОГДА за все время работы в министерстве НЕ ЯВЛЯЛСЯ ни членом комиссии по госзакупу, ни ее председателем, а также как вице-министр не курирует вопросы ветеринарии и непосредственно Комитет по ветеринарному контролю и надзору, который и проводил все конкурсы по ветпрепаратам”.
Далее Асылжан Сарыбаевич написал, что Муслим Таирович - порядочный и принципиальный человек и большой профессионал. И предположил: случившееся может быть провокацией.
“В случае, если это все же “постановка”, то сразу же напрашивается вопрос: кто же режиссер? И тут надо вспомнить аксиому римского права - Qui proudest - “Ищи кому выгодно”, - заметил Асылжан Мамытбеков.
Затем он перечислил успехи министерства при госзакупках ветеринарных препаратов. И ответил на вопрос, который ему не раз задавали завсегдатаи Facebook:
“В случае, если в установленном порядке - судом - будет признан факт совершения Умирьяевым коррупционного преступления, то я готов подать в отставку сразу после вынесения обвинительного приговора (здесь и далее выделено мной. - Т. К.)”.
Такое громкое обещание, разу­меется, не забыли ни в виртуальном мире, ни в реальном. И вот 16 октября страна узнала приговор: бывшего вице-министра сельского хозяйства осудили на 10 лет.
В тот день пресс-секретарю Минсельхоза Сакену КАЛКАМАНОВУ пришлось отдуваться за шефа.
“Друзья, с утра разрывается телефон от звонков. Всех интересуют дальнейшие действия, связанные с решением суда в отношении Муслима Умирьяева. Хочу сказать, что не все юридические процедуры до конца соблюдены. Решение суда не вступило в силу. У адвокатов Умирьяева еще есть возможность обжаловать решение суда”, - написал Калкаманов на своей страничке в Facebook.
“Диванные войска”, естественно, тут же застучали по клавиатуре, задаваясь главным вопросом: где же сам министр и подаст ли он в отставку - “как мужик”?
“Мужик” проявился ближе к вечеру.
“Друзья, не смог ответить в течение дня, - написал он в Facebook. - На многочисленные вопросы, как я воспринял новости по Умирьяеву, скажу, что нелегко. Я верил в его невиновность и верю до сих пор. По крайней мере, взятки он не вымогал и самое главное - не осуществлял действие (или, наоборот, бездействие) в чьих-либо интересах, которое он мог или должен был совершить в силу своего служебного положения. Приговор суда первой инстанции еще не вступил в силу, поэтому он по закону и Конституции остается невиновным. У него, его адвокатов есть еще шансы доказать это. Для вынесения окончательного вердикта есть вышестоящие судебные инстанции. Готов ли я уйти с работы? Отвечу - да. Я готов уйти с работы, как только я потеряю доверие (кстати, с момента ареста Умирьяева я уже был в отставке дважды - во время отставки кабинета министров в апреле 2014 года и в ходе оптимизации правительства в августе). Означает ли это, что я не дорожу работой? Нет. Я очень дорожу своей работой. Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Можно сказать, я увлечен ею, наверное, иначе было бы невозможно вынести эту нагрузку (прежде всего моральную)...”.
К обеду вчерашнего дня эту публикацию министра “лайкнули” в Facebook более четырехсот человек, а число комментариев мамыт­бековского поста перевалило за сотню. Мнения разделились: одни приветствовали позицию министра, другие разочарованно вздыхали: “Вот такие у нас мужчины в Казахстане, понятие “мужик сказал - мужик сделал”, видимо, не для них”.
А что думают о непростой ситуации, в которой оказался главный аграрий страны, в офлайне?
Бывший министр обороны, а ныне сенатор Мухтар АЛТЫНБАЕВ (на снимке) счел, что ставить вопрос “мужик сказал - мужик сделал” в данном случае некорректно:
- У нас же были случаи и в других министерствах, когда заместителей сажали, и никто, никакой министр не уходил. Разбрасываться сейчас специалистами, мне кажется, нет смысла. Потому что к Мамытбекову, смотрите, сколько нареканий было, замечаний в парламенте - и везде держит удар, работает.
А депутат сената Владимир БОБРОВ (на снимке) на вопрос, обязывает ли министров кодекс госслужащего или другие правила подавать рапорт об увольнении в случае коррупционного скандала с подчиненными, ответил: прямого указания на такое обязательство в законодательстве нет.
- Я думаю, что он (Мамытбеков. - Т. К.) ведет себя по-мужски. Это - во-первых, - сказал г-н Бобров корреспонденту “Времени”. - Во-вторых, он ведет себя так, как должен себя вести руководитель. Даже если он подаст в отставку - решение за президентом. Это уже поступок - то что он не уходит от ответственности. К тому же решение суда не вступило в законную силу. Я думаю, если он так сказал, то сдержит слово. Но, повторяю, решение примет президент.
Политолог Нурлан ЕРИМБЕТОВ (на снимке) придерживается аналогичного мнения.
- Первый руководитель не обязан отвечать за грехи своих подчиненных. Я сам долго работал на государственной службе, был заместителем акима, ко мне подходили мои подчиненные и за деньги просили, например, выделить земельный участок или еще какое-нибудь дело протолкнуть. Я таких вышвыривал из своего кабинета и даже добивался их увольнения! А если бы я поддался соблазну, принял взятку? Тогда мой шеф - аким - тоже должен был бы отвечать? Он, что ли, меня заставлял брать на лапу? А на аргументы о том, что якобы первый руководитель, принимая подчиненного на работу, несет за него ответственность, отвечу: да, но зачастую люди приходят на госслужбу с незапятнанной репутацией, а спустя время наглеют, к тому же их ломает сложившаяся система. Поэтому я считаю: Асылжан Мамытбеков не обязан подавать в отставку. Я видел по телевидению его комментарий журналистам (в декабре прошлого года. - Т. К.) о возможности своей отставки после задержания Умирьяева - он сделал это на чувствах, он был весь на нервах. Да, сейчас глава Минсельхоза, конечно, может написать заявление об увольнении, но далеко не факт, что оно будет принято. И тогда уж ему никто ничего не предъявит.
Между тем вчера на сайте интернет-портала “Личный счет” появилось сообщение со ссылкой на “источник в правительстве”: Асыл­жан Мамытбеков все-таки подал в отставку. Якобы министр написал заявление с формулировкой “по собственному желанию” еще в минувший четверг, а вчера оно поступило в канцелярию премьер-министра. Однако в пресс-службах правительства и Минсельхоза нашему корреспонденту заявили: такой информации у них нет.

Талгат КИРБЕТОВ, Лэйла БАСАРОВА, фото авторов, Астана

Между тем

Запомните: я за других не отвечаю!

Вчера аким Атырауской области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ (на снимке) заявил, что не может и не собирается отвечать за возможные “художества” своих подчиненных.
На брифинге г-на Измухамбетова в СЦК в Астане наш корреспондент, приведя в пример ситуацию с Мамытбековым, поинтересовался у Бактыкожи Салахитдиновича, как поступил бы он на месте Асыл­жана Сарыбаевича.
- Если кто-то ошибется и будет привлекаться к ответственности, я не собираюсь подавать в отставку - я вам сразу скажу! Пусть отвечает каждый! - отрезал Измухамбетов. - У меня такой принцип жизни: я каж­дому своему работнику, начиная с моих замов, говорю: каждый сам отвечает за свои слова и за свои поступки. Каждый работник, каждый человек навсегда должен запомнить этот порядок!
Глава региона признал: он не даст стопроцентную гарантию того, что его подчиненные никогда не запятнают свою репутацию.
- Есть поговорка такая: не ошибается тот, кто не работает. Одно дело, когда умышленно идешь на коррупцию, другое дело - по работе могут быть какие-то ошибки. Но любая ошибка все равно от ответственности не освобождает. К большому сожалению, есть достаточно большое количество людей, которые привлекаются из-за упущенных моментов, ошибок, - заметил аким.
При этом аким счел нужным добавить: сам он, получив незавидное “наследство” от прежнего руководителя региона Бергея РЫСКАЛИЕВА, “чисткой в аппарате не занимался - ее провели правоохранительные органы”.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть