7504

На “Хоргос” не суйте нос!

Казахстанские предприниматели оказались заложниками отечественных законодателей и чиновников, не позаботившихся о нормативно-правовой базе этого центра приграничного сотрудничества

Десятки грузовиков с товаром наших бизнесменов застряли у ворот международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) “Хоргос”  на казахстанско-китайской границе. Туда их наши чиновники, помнится, заманивали всяческими благими посулами, но оказалось, что вести свой бизнес они там не могут.

МЦПС “Хоргос”, как известно, является одним из крупнейших совместных проектов Казахстана и Китая. По замыслу авторов этот центр призван упростить торговые отношения между двумя странами и стать своеобразным мостом свободного перемещения товаров и услуг. На полную катушку МЦПС должен заработать уже в 2018 году, и руководители проекта клятвенно обещают, что так оно и будет. Но верится в это с большой натяжкой. И дело даже не в том, что за центром тянется криминальный шлейф - его бывшие высокопоставленные топ-менеджеры, как ранее сообщалось, были уличены в хищении полумиллиарда тенге бюджетных средств. А в элементарной бумаготворческой неразберихе.
Оказывается, до сих пор, спустя десять лет как запущен проект, не принят нормативный акт, регламентирующий деятельность МЦПС. Другими словами, не определен правовой статус “Хоргоса”.
- Изначально контролирующие органы не знали, какие законы Казахстана применить в отношении нас: мы хоть и пересекаем госграницу, но не являемся участниками внешнеэкономической деятельности, - поясняет предприниматель Гульмира САКИЕВА (на снимке). - Поду­мав, руководство “Хоргоса” решило взыскивать с нас за каждый завоз товара по 200 евро. Самое интересное - мы были одно­временно в роли грузоотправителя и грузополучателя. Помимо этих расходов платили еще 60 евро за инвойс.
Примерно три года, продолжает Гульмира, они работали по этой схеме, пока руководство МЦПС не огорчило новостью о переходе на другой уровень - экспортный, точнее - ЭК 10 (это таможенная процедура, при которой товары стран Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории союза и остаются там. В соответствии со статей 213 Таможенного кодекса ТС товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении условия уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены соответствующие льготы по оплате).
- За переход через казахстанскую границу мы стали платить за каждую автомашину по 35 тысяч тенге, еще оформлять декларацию и платить таможенные пошлины, - продолжает предприниматель Нурлан БАЙСАБАЕВ. - Это не считая налоговых 3%.
В конце мая прошлого года на территории МЦПС была ликвидирована торгово-экспериментальная площадка, и у казахстанских торговцев снова возникли проблемы. Нашим предпринимателям посоветовали найти партнеров на китайской стороне, заключить с ними контракты и реализовывать казахстанскую продукцию в их торговых домах.
- Хоть это и было рискованно, мы пошли на этот шаг. Ведь нас связывали не только договоры с казахстанскими партнерами, но уже и международные обязательства с китайцами, - сетует бизнесмен Кенешбек БАБАТАЕВ. - Мы заключили с соседями договоры аренды помещений за баснословные деньги, оплата по которым сегодня составляет порядка 225 тыс. тенге в месяц, заплатили залог - 1,5 млн. тенге, как этого требует каждый китайский бизнесмен, и стали работать.
Но вскоре новая беда постучалась в двери: 8 июня 2016 года большегрузные автомашины с товаром не пропустили на территорию МЦПС через контрольно-пропускной пункт “СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” таможенного поста “Алтынколь”. Возмущенные предприниматели потребовали объяснений.
- В целях соблюдения положения Кодекса РК “О таможенном деле в Республике Казахстан” до определения статуса таможенное оформление товаров и транспорт­ных средств на конт­рольно-пропускном пункте “СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” таможенного поста “Алтынколь” при­остановлено, - пояснил “Времени” замруководителя департамента госдоходов по Алматинской области Эрланд ТЛЕУБАЕВ. - Предприниматели могут свой товар беспрепятственно помещать и реализовывать только в казахстанской части МЦПС. Кроме того, как участники ВЭД предприниматели свой товар могут помещать под таможенную процедуру “экспорт” с последующим его вывозом через контрольно-пропускной пункт “Жаркент” таможенного поста “Алтынколь”, который тоже является пунктом пропуска на госгранице Казахстана и Китая.
Однако загнанные миллионными контрактами в угол бизнесмены рассказывают, что их автомашины с товаром не запускают на казахстанскую территорию “Хоргоса”. А проезжать в МЦПС через КПП “Жаркент” им невыгодно, потому что расходы как минимум удваиваются и продукция становится неконкурентоспособной.
- Мы изначально знали, что контрольно-пропускной пункт “СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” таможенного поста “Алтынколь” не имеет статуса пункта пропуска через госграницу и законом не регламентирован. Соответственно, он не может являться местом перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Но нам разрешали до сегодняшнего дня осуществлять свою деятельность. И нам непонятно, почему сейчас этот переход закрыли. Почему ранее нас заставили заключать договоры аренды с китайцами? Можно же было этот вопрос отрегулировать десять лет назад, когда уникальный проект МЦПС “Хоргос” только затевался?! - недоумевает предприниматель Аблай ЖОРКАБЕКОВ (на снимке). - А сейчас, в сложное время, вместо помощи нам ограничили въезд! Что делать, мы даже не знаем.
Бизнесмены, торгующие своим товаром на территории МЦПС “Хоргос”, подготовили коллективное письмо в правительство Казахстана и парламентариям, чтобы они помогли им разобраться в этой сложной ситуации и сняли это недоразумение.
К слову, маршрут посетившего на минувшей неделе Алматинскую область с рабочей поездкой премьер-министра страны Карима МАСИМОВА пролег мимо МЦПС “Хоргос”.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора и Владимира Третьякова, Талдыкорган - Жаркент - МЦПС “Хоргос”

Поделиться
Класснуть