20534

Не грузите детей!

Сократить часы по школьным предметам “физкультура”, “информатика”, “казахский язык и литература”, а также “история Казахстана” решила Ассоциация родителей Казахстана и перекроила учебный план для начальных, средних и старших классов в русских школах. Вчера в Астане ее члены представили свой проект.

Родительская редакция позволит снизить нагрузку на учеников и педагогов, избежать семи уроков в день, а также ввести пятидневку для всех учебных учреждений страны.
Больше всего от родителей досталось физкультуре и казахскому языку и литературе: первый предмет они предлагают урезать с трех до двух часов, а второй - с пяти до трех часов в неделю.
Что касается начальной школы, то в редакции мам и пап обучение грамоте, литературное чтение, казахский язык и естествознание сокращены по одному часу в неделю.
В 5-9-х классах на час родители урезали математику и естествознание. А в старших классах сокращена информатика и английский язык. Кроме того, только по одному часу в неделю вместо двух предлагается изучать историю Казахстана с 8-го по 11-й классы. В итоге недельный объем учебной нагрузки на школьников уменьшится чуть ли не на 5-6 часов. К примеру, в 10-11-х классах объем максимальной нагрузки на учеников с 39 часов сократится до 34.
- Родители не дождались ответа от Министерства образования и науки по сокращению школьной нагрузки, поэтому маятник мы стали раскачивать сами. Хватит говорить, давайте делать что-то в конце концов! - заявила презентовавшая новый вариант учебных программ глава Казахстанской ассоциации родителей Софья ЕВДОКИМОВА (на снимке).

Приглашенные директора, учителя, психологи и даже школьные бухгалтеры проект родителей приняли на ура, особенно предложение о сокращении часов физкультуры. Многие из них внесли свои лекала по выкройке школьной нагрузки. Так, учителя предложили в проекте сократить также предметы “НВП”, “технология” в старших классах, а еще “самопознание”, которое преследует школьников от первого до последнего звонка.
- Содержание урока “самопознание” повторяет другие предметы в школе. Например, на уроках литературы через произведения поэтов-писателей мы всегда поднимаем вопросы нравственности! И поэтому не секрет, что сейчас уроки самопознания пускаются под уроки химии, то, о чем просят сами дети. А вот то, что вы сократили русскую литературу, мне очень жалко, сегодня хотя бы на уроках дети читают классику. И нельзя сокращать историю Казахстана, потому что это все-таки региональный компонент, его нужно дотошно изучать, все-таки мы живем в Казахстане, - высказалась замдиректора школы-гимназии № 69 Айнаш АБСАДЫКОВА (на снимке).

Кто-то из учителей посчитал урезание отдельных предметов чересчур жестким.
- Я считаю предложение сократить казахский язык и литературу с 5 до 3 часов в неделю неправильным. Английский язык мы изучаем по 3 часа в неделю, получается, что мы хотим снизить изучение государственного языка до уровня иностранного, так что ли? 5 часов в неделю - это действительно много, прошло то время, когда мы не могли научить и паре казахских слов в русских школах за 5 часов в неделю. Сегодня я как филолог предлагаю сократить казахский язык и литературу до 4 часов в неделю, - сказал замдиректора по учебной работе школы-лицея № 76 Ернур ОМАРХАНОВ.
Другие же, наоборот, считают, что сократить можно было еще больше.
- Я как преподаватель русского языка хочу сказать: зачем нам в 11-м классе два часа русского языка? Ведь базовая программа уже пройдена за 1-9-й классы! Согласитесь, языковая среда присутствует в других предметах, правильно? Ну давайте возьмем какие-нибудь трудные случаи из орфографии, пунктуации, синтаксиса и оставим на это один час. Но на литературу нужно два часа, чтобы готовиться к эссе для государственной итоговой аттестации, - предложила педагог Марина ГРИШИНА.
От преподавателей казахских школ поступили предложения объединить предмет “человек, общество, право” с “историей Казахстана”, потому что в программе в них затрагиваются общие вопросы, а также интегрировать русский язык и литературу.
Последней выступила вице-президент Национальной академии образования им. Алтынсарина Мариям МУКАТОВА, которая участвовала в разработке действующих типовых учебных планов. Она объяснила, почему в Казахстане, взявшем курс на обновление содержания по европейским канонам, нагрузка не снизилась, как в заграничных школах.
- Когда мы разрабатывали действующие типовые планы, мы были связаны ставкой учителя (18 часов за ставку. - Т. Г.). Поскольку если бы мы снизили нагрузку, то, соответственно, определенный процент учителей остался бы без работы. Поэтому, когда тот вопрос, который поднимается - снижение ставки учителя с 18 часов до 14-16, будет достигнут, то это будет просто великолепно. В этом случае мы с удовольствием типовые учебные планы переработаем, и вопрос о том, что часть учителей останется без работы, отпадет, - сказала она.
После обсуждения с учителями ассоциация родителей отправила официальное письмо со своей редакцией учебного плана в Мин­образования и науки. Родители готовы к дискуссии с главным педагогом страны.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть