2995

Пище - блок!

     Почти 2000 столовых в школах и университетах страны не проверяется совсем - констатировал вице-министр здравоохранения Алексей ЦОЙ вчера на правчасе в сенате. Оказалось, что санитарные службы связаны президентским мораторием. Но депутаты верхней палаты пообещали изменить нормы и - если надо - отстоять проверяющих.

- За последние три года ежегодно порядка 34 процентов, или 1905 пищеблоков, остаются вне проверок. Из них 25 процентов размещены в общеобразовательных организациях, 43 - в высших и средних специальных учебных заведениях, - открыл страшную картину сенаторам вице-министр.
Причина в том, что проверки субъектов малого и среднего предпринимательства запрещены законом в течение трех лет с начала их деятельности. А по данным Алексея Цоя, сегодня 81 процент школьных столовых арендуют именно индивидуальные предприниматели. Причем они часто сменяются, из-за чего школьные кухни не инспектируются годами.
- Действующая система контро­ля и надзора не позволяет обеспечить в полной мере контроль за организациями питания. Отсутствует принцип внезапности проведения проверок, связанный с обязанностью за 30 дней уведомлять субъекта предпринимательства о предстоящей проверке по особому порядку в указанные сроки. А предприниматели до начала проверки срочно устраняют часть нарушений, снимают с реализации запрещенные блюда, недоброкачественную и просроченную продукцию, закупают дезинфекционные средства, не допускают к работе персонал без санкнижек. А после проверки внутренний контроль вновь ослабевает, - обозначил проблемы чиновник.
По результатам проведенных инспекций в тех пищеблоках школ, куда смогли наведаться специалисты Минздрава за последние два года, вынесено 3024 постановления о привлечении к административной ответственности на сумму 67 млн. тенге и отстранении от работы 291 человека.
Депутатов такое положение дел возмутило. Двое из них - Бекмырза ЕЛАМАНОВ и Бырганым АЙТИМОВА предложили частные школы и детсады вывести из-под действия президентского моратория.
- Почему вы - два министерства (Минобразования и науки, Минздрав) - не вносите поправок? Вы же должны мониторинг вести! А как? Это же дети! Это государственная ответственность за детей! Должны быть из правил исключения. Малый и средний бизнес и так у нас всемерно поддерживается. Но все, что касается здоровья нации или детей, - это исключительные вещи, и не надо туда (в закон) закладывать! Я понимаю, что есть “Атамекен”, через который пройти тяжело, - выразительно посмотрела на всех сенатор Айтимова. - Но у вас есть депутатский корпус, который с народом и за него в первую очередь беспокоится! Вносите, и мы будем поддерживать!
Также на правчасе депутаты обсудили, что школьники пьют и нюхают.
- В последнее время в школах имеет место активное распространение нюхательных и бодрящих веществ, доступных в свободной продаже. Изучалось ли министерством влияние на здоровье школьников этих веществ? Если это вредно, надо немедленно запретить! Второй вопрос - большое количество школьников приобретают энергетические напитки. Мы читали, что американские солдаты во Вьетнаме использовали подобные бодрящие напитки... Э-э, изучалось ли влияние этих напитков на здоровье наших детей? - поинтересовался экс-министр образования и науки, а ныне сенатор Бакытжан ЖУМАГУЛОВ.
- Это снюс (измельченный увлажненный табак), - разъяснил ему главный санитарный врач страны Жандарбек БЕКШИН. - Мы исследовали его, он является наркотическим веществом, поэтому в школах его не то что продавать, даже распространять нельзя! Мы совместно с МВД изу­чаем вопрос о защите детей в школах от этих веществ.
И “энергетики”, по его словам, также запрещены к продаже в школе, так как они содержат кофеин и негативно влияют на организм детей.
На правчасе, который был посвящен системе среднего образования, обсудили и проблему закрывающихся сельских школ. Если в 2016 году в Казахстане было 3034 малокомплектные школы, то сейчас их уже 2094. Школы закрываются из-за недобора учеников. К примеру, в младшей школе класс откроют, только если желающих попасть в него 5 и более детей. Но что делать сельским детям, которые остались без класса или школы? Минобразования и науки придумало решение.
- В Северо-Казахстанской области мы начали пилотный проект “Патронатная семья”. Это значит, что сельчане смогут отправлять своих детей учиться в близлежащие села, где они будут жить в семье, которая готова принять этих детей. Это могут быть родственники или чужие люди. Это не интернат, это патронат - семейные люди, мы оплачиваем им компенсацию: более 30 тысяч тенге в месяц на одного ребенка. Мы этот год посмотрим. Если пилот покажет себя с положительной стороны, то мы его будем уже распределять и реализовывать в других областях. Если же будут сложности, мы придумаем другой механизм, - запальчиво рассказала вице-министр образования и науки Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА.
Но депутаты считают, что проект патронатных семей только оторвет ребенка от семьи, а сегодня родители и так устранились от процесса воспитания детей. Поэтому сенаторы предложили снизить норматив наполняемости классов для малокомплектных школ. Они напомнили, что школа помимо своего прямого значения для любого поселка является культурно-общественным и досуговым центром. Без нее деревни могут умереть…

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть