3822

Покатушки от пустышки

В истории с пересадкой шымкентских чиновников на маршрутные автобусы было столько неподдельной радости и энтузиазма! Но не прошло и полгода, а сладость народного восторга сменилась горечью.

Осенью прошлого года вся страна несколько дней наблюдала, как тогдашний аким Шымкента Габидулла АБДРАХИМОВ мало того что пару раз прокатился в городском автобусе и на неделю дал зарок не ездить на служебном авто, так еще и втянул в это дело почти всех подчиненных (см. “Аким без понтов - беспонтовый аким”, “Время” от 23.10.2017 г.). Официальные и заштатные имиджмейкеры верещали во все рупоры и Фейсбуки, что градоначальник, нюхнув пассажирского пороха, покончит с извечной транспортной проблемой Шымкента. Спустя пару дней оказалось, что коллективные поездки сановников в маршрутных автобусах всего лишь лихо растиражированное шоу.
Однако люди поверили в обе­щанные городским головой перемены и продолжали верить в них даже после его переезда в Астану. Тем более что эту веру некоторое время здорово подогревал и столонаследник Абдрахимова Нурлан САУРАНБАЕВ. Новый отец города созвал международный форум, куда пригласил иностранные компании, производящие автобусы. Он рассчитывал, что пассажироперевозчики позарятся на новые машины и оптом обновят свои парки. Но этого не произошло. У предпринимателей просто не оказалось денег, и тогда Сауранбаев устроил переговоры с финансовыми институтами. Те решили было дать шымкентским перевозчикам для покупки новых авто льготный кредит под 8% годовых и даже согласились на 15-процентный первоначальный взнос под гарантию горакимата. Все бы ничего, да только у перевозчиков и таких денег не наскреблось.

Так снова рухнул гениальный план двух шымкентских акимов. В чем же причина? В этом попытался разобраться руководитель одной из ведущих IT-компаний страны Сержан АКИЛБАЕВ. Он видит корень проблемы в том, что из 26 шымкентских пассажироперевозчиков только у восьми есть собственные базы и автобусы. Остальные попросту торгуют путевыми листами. Эту проблему наша газета поднимала неоднократно, а воз и ныне там. Акилбаев предлагает взглянуть на нее с другого ракурса. Мужчина утверждает, что лишь за 400 автобусов с учетом реально полученных прибылей шымкентские бизнесмены выплачивают налоги по полной. За оставшиеся 700 в госказну поступают кошкины слезки.
- Давайте-ка подсчитаем, какие деньги зарабатывают те самые компании-пустышки, что торгуют путевыми листами, - предлагает Сержан. - Напомню, у них нет трат на покупку ГСМ, зарплату, ремонт автобусов, содержание автобаз с персоналом, налоговые выплаты. Итак, 700 частных извозчиков умножаем на 5 тысяч тенге, выплачиваемых транспортным компаниям. Получаем три с половиной миллиона тенге ежедневной выручки фирмачей-пустышек. Умножаем эту цифру на 30 дней, и выходит, что среднемесячный теневой оборот составляет 105 миллионов тенге. В чьи карманы они утекают, догадаться несложно. Ведь все новации, призванные навести порядок и обеспечить прозрачность в транспортном вопросе, вызывают скрытое, но действенное сопротивление.
Еще летом прошлого года власти Шымкента заявили, что вот-вот и южный мегаполис станет первым умным городом страны. Аким Абдрахимов даже подписал меморандум с компанией, владеющей платформой, которая позволила бы полностью централизовать информационные и финансовые потоки во многих сферах коммунального хозяйства Шымкента, в том числе и в общественном транспорте. Внедрение этой системы не только организовало бы работу пассажироперевозчиков, сделало прозрачной финансовую сторону вопроса, но и увеличило бы налоговые поступления в бюджет. Поставщики за свой счет закупили оборудование, позволяющее пассажирам оплачивать проезд в автобусах обычной банковской карточкой, именной картой, смартфоном, заключили договоры с банками. Банки подписались не взимать с пассажиров комиссии при расчете за проезд. Городские чиновники в свою очередь не скупились на интервью, в которых обещали пассажирам с перевозчиками прекрасную жизнь, а последним и немалые финансовые преференции. Вот только дальше обещаний дело не пошло.
Тем временем на правительственном уровне была принята государственная программа “Цифровой Казахстан”, призванная придать новый импульс развитию экономики страны и улучшить качество жизни казахстанцев за счет применения цифровых технологий. Оцифровка процесса пассажироперевозок Шымкента вошла в эту госпрограмму. Однако это никак не отразилось на ее внедрении в славном городе. Дело дошло до того, что отцов города к исполнению государственной программы призвал областной маслихат и общественный совет при нем. Однако те на призывы не отреагировали.
- Я полагаю, у определенных лиц есть шкурные интересы, раз так отчаянно тормозят внедрение системы контроля, - рассуждает депутат областного маслихата Умерзак МЕЛДЕХАНОВ. - Подозреваю, что за несколькими транс­портными компаниями-пустышками стоят некоторые чиновники, которые либо осуществляют их руководство через подставных лиц, либо крышуют теневой бизнес. Если они запустят на эту жирную грядку айтишников с их прозрачной программой, то источник доходов иссякнет, а кто-то этого, видимо, очень не хочет.
Между тем за проволочки в городском акимате получает тумаки областное руководство, у которого еще вчера в подчинении был акимат Шымкента. Так, на двух последних селекторных совещаниях в правительстве, посвященных вопросам реализации программы “Цифровой Казахстан”, за срыв сроков исполнения госпрограммы крепко влетело заместителю акима области Толегену САРСЕМБАЕВУ, а город вновь поймал тишину. Изменит ли тактику поведения шымкентских столоначальников присвоение южному мегаполису статуса города республиканского значения и возвращение в кресло городничего Абдрахимова? Ведь именно он в свой первый приход обещал превратить Шымкент в Лас-Вегас и привести общественный транспорт к стандартам цивилизованного мира.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото с сайта ТК “Отырар” и с интернет-ресурсов, Шымкент

Поделиться
Класснуть