2499

Призраки и мегаполисы

Какими станут наши города через 10 лет?

По информации Министерства национальной экономики, все города Казахстана в ближайшем будущем поделят на три уровня. Городами первого уровня станут агломерации-мегаполисы: Алматы, Астана, Шымкент и Актобе. Основными критериями при создании городов-агломераций станут демографическая емкость с учетом миграционного потока и ресурс­ной базы, логистический потенциал (географическое расположение, прохождение транспортных коридоров и узлов) и экономический потенциал (уровень развития промышленности, науки и рынка труда). На нужды этих четырех мегаполисов в рамках программы развития регионов до 2020 года предусмотрено 729,9 миллиар­да тенге. При этом правительство настроено весьма оптимистично: в мае этого года официально утвердили межрегиональную схему территориального развития Алматинской агломерации. Согласно этой схеме жилищный фонд агломерации увеличится с 51,5 миллиона квадратных мет­ров в 2013 году до 72,5 миллиона квадратных метров в 2020-м и до 99,2 миллиона квадратных мет­ров к 2030 году. Плотность населения через шесть лет будет составлять более 50 человек на квадратный километр, а к 2030 году население агломерации увеличится с 2,4 миллиона человек до 3,5 миллиона человек. Прогнозируют, что почти 75 процентов населения региона будет жить в городской среде, в зону притяжения Алматы войдут города Талгар, Есик, Каскелен, Капшагай и прилегающие к ним поселки.
А вот демографическая емкость Актюбинской агломерации составит, по прогнозам, максимум 1,3 миллиона человек. Согласно плану мероприятий по развитию Актюбинской агломерации до 2020 года определена зона влияния новой территории: центр - город Актобе с численностью населения 427 тысяч человек вместе с пятью административно подчиненными сельскими округами, городами Алга, Хромтау, Кандыагаш и рядом сельских пунктов Алгинского, Мугалжарского, Мартукского, Хромтауского и Каргалинского районов с общей численностью населения 541 тысяча человек.
В Шымкентскую агломерацию войдут города Ленгер и Арысь, а в агломерацию Астаны - 127 населенных пунктов Акмолинской области.
Городами второго уровня станут областные центры, а также Семей и Туркестан. Города третьего уровня - малые, но перспективные, кроме того, сюда войдут опорные сельские и приграничные территории.
А вот Зыряновск, Аркалык, Риддер, Атбасар, Абай, Жанатас в течение уже четверти века имеют тенденцию к уменьшению населения. Если не переломить ситуацию, то через 10 лет эти города могут превратиться в призраки.

А что ждет самый крупный мегаполис страны?
Оказалось, что вариантов развития Алматы в ближайшее десятилетие эксперты прогнозируют всего два. Вернее, если мы провалим вариант первый, то наступит вариант второй.

Вариант первый

Алматы станет крупной агломерацией с тремя центрами, каждый из которых будет полноценным, самодостаточным и комфортным для проживания, в южной столице не будет гетто и отшибов.
- Мы предлагаем отойти от старой градостроительной политики и сформировать полицентричную модель города на примере Алматы, - рассказывает директор Цент­ра развития г. Алматы Наталья ЛИВИНСКАЯ. - Сейчас мы проводим анализ плотности расселения горожан и плотности юридической активности в городе. Анализ еще не завершен, но, по предварительным данным, можно смело сказать, что в Алматы все концентрируется на стыке Алмалинского и Медеуского районов. Получается, именно там и расположены все нужные административные здания, бизнес-центры, культурные учреждения. Еже­дневно мы наблюдаем утренние и вечерние миграции - практически все горожане едут на работу и по делам в центр, поэтому и возникают транспортная загруженность, пробки на дорогах. Но проблема не в самих маршрутах и не в их оптимизации. Мы предлагаем соз­дать еще два крупных центра: в Бостандыкском районе и в нижней части города. В каждом из них будут построены социально значимые объекты - школы, больницы, детские сады, банки, культурные и спортивно-развлекательные объекты. Идеальный вариант - люди работают и отдыхают в том же районе, где и живут.
Во всех центрах города должны быть зеленые парковые зоны. Пока в южной столице из 130 скверов только восьми можно поставить отметку “удовлетворительно”. Мало того что парки южной столицы находятся в плачевном состоянии, так еще и большая часть из них имеет только один вход, а огорожена порой сразу двумя заборами - живым растительным и железным или бетонным. Модель будущего города предполагает большие парковые зоны в каждом из центров, без заборов, с несколькими входами, чтобы у людей не возникало проблем туда попасть.
А чтобы алматинцы пересели с машин на автобусы, нужно создать действительно удобный общественный транспорт, на котором можно легко добраться до любой точки города.
Если приступить к реализации полицентричной модели Алматы прямо сейчас, то можно успеть за 10 лет создать по-настоящему комфортный мегаполис, уверена директор Центра развития г. Алматы. Уже сейчас полицентричную модель южной столицы рассматривают в акимате Алматы.

Вариант второй
Специализация и дисбаланс городских районов возрастут: деловой центр города будет противостоять спальным окраинам. Алматы станет городом для машин с предельным уровнем загрязнения воздуха, а люди, живущие в нем, будут страдать от аллергий и заболеваний дыхательных путей. Потом из южной столицы люди начнут массово уезжать, и она повторит судьбу американского города Централия, который покинули из-за подземного пожара и токсичных газов.
- Пока идут разговоры о том, что нужно делать город для горожан, машин в нем становится еще больше, - рассказывает дизайнер и PR-менеджер бесплатного мобильного приложения для мониторинга состояния воздуха AUA (Almaty Urban Air) Анель МОЛДАХМЕТОВА. - Представьте себе наш город через 10 лет: если в нем не изменится сеть общественного транспорта, то машины будут стоять у каждого подъезда! Важно понять, что точечные изменения мало что меняют: пока в одном месте у нас создают пешеходные зоны и скверы, на других улицах машин становится все больше, потому что они не исчезают, а просто ездят другими маршрутами. Проблемы не только в количестве машин - их приобретают из-за неудобства дорог, общественного транспорта, дальности остановок от населенных пунктов и офисов, из-за хаотичной застройки.
Если ничего не изменится, то через 10 лет передвигаться пешком по Алматы будет просто опасно для здоровья. В Казахстане предельно допустимая среднесуточная концентрация PM10 (единица уровня загрязнения воздуха) составляет 60 микрограммов на кубический метр, при таком значении человек может безвредно дышать таким воздухом годами. Но наше приложение как-то показывало страшную цифру - 117 микрограммов на кубический метр. А что будет через 10 лет? Мы можем прийти к тому, что люди начнут оставлять высокооплачиваемую работу, бросать дома и уезжать из Алматы только потому, что здесь нечем дышать.
Тема экологии стала не только одной из обсуждаемых в казахстанском обществе в последнее время, но и одной из приоритетных в программе развития “Алматы-2020”. При акимате был создан общественный экологический совет, в состав которого вошли и разработчики AUA.
Переживают общественники и за архитектурный облик города.
- В Алматы количество охраняемых архитектурных объектов стремительно уменьшается, - говорит Анель. - Если так будет продолжаться, то старый город через 10 лет потеряет свою привлекательность для туристов. Мало того что люди будут уезжать из города из-за плохой экологии, так в него никто не будет приезжать, не на что будет смотреть! В старом городе возведут небоскребы - бизнес-центры, которые будут нести совсем другой архитектурный стиль. Нужно очертить какую-то зону старого города, где будет запрещен снос зданий, и разработать методологию реконструкции старых домов.

Мнение эксперта

Сергей МАРТЕМЬЯНОВ, председатель Союза архитекторов Алматы:

- Самые оптимальные и комфортные для жизни города - это города с населением 500-700 тысяч жителей. Это мировой тренд, такие города распространены в европейских странах даже с еще меньшим населением. Такими городами можно управлять и разрабатывать для них стратегии и генеральные планы. А вот города с миллионным населением всегда тянут за собой и прилегающие территории, становятся агломерациями и, как следствие, неуправляемыми. Еще пару лет назад наши архитекторы и градостроители сходились во мнении, что Алматы расширять не надо. В этом и не было необходимости: у нас не такая высокая плотность населения, чтобы кому-то не хватало места, нет для этого никаких природных или экономических показателей. Некоторые интересуются, по­явятся ли через 10 лет в Казахстане новые города? Я надеюсь, что нет. Опыт строительства быстрых городов нам известен. Бразилиа, Анкара стали столицами и ими остаются, правительственные кварталы там выстроены, но вокруг них город почему-то не разрастается! Лучшим живым городом Бразилии остается Рио-де-Жанейро, а Турции - Стамбул. Понимаете, на что я намекаю? 

Екатерина Тихонова, фото Владимира ЗАИКИНА, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы


Поделиться
Класснуть