2651

Санкционный осмотр

Повлияет ли “черный понедельник” в России, наступивший из-за новых санк­ций США, на казахстанскую экономику? Станет ли ослабевающий рубль предпосылкой для казахстанской девальвации? Об этом вчера рассуждали чиновники в кулуарах правительства.

Первый же понедельник после включения 6 апреля Минюстом США в санкционный список российских миллиардеров, топ-менеджеров и чиновников ознаменовался обвалом российского фондового рынка до уровня кризисного периода 2014 года. В минус ушли акции крупных российских компаний, резко упал курс рубля. По данным Forbes, общие потери богатейших людей России за один день превысили 12 млрд. долларов!
Казахстанский тенге начал незамедлительно слабеть вслед за рублем. Вчера по итогам утренних торгов на KASE курс доллара составил 324,62 тенге, показав рост на 4,5 тенге по сравнению с утренними торгами днем ранее. Казахстанцы насторожились, а эксперты заговорили о возможной очередной девальвации.

Но не спешить с выводами призывает министр нацэкономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ (на снимке). Он считает целесообразным говорить о дальнейшем развитии событий после того, когда рынок немного успокоится:
- Чтобы оценивать влияние на нашу экономику, нужно посмотреть, как будет в России развиваться ситуация в течение пары-тройки дней. Рынки всегда нервно относятся, тем более когда это связано с политизацией некоторых вопросов. Но если рубль будет ослабляться и это примет системный характер, тогда определенный эффект мы почувствуем. Комплексную оценку влияния этих антироссийских санкций на нашу экономику, торговлю, инвестиции и самое главное - на курс тенге мы сделаем. В нее будут вовлечены наше министерство, Минфин, Нацбанк и, если необходимо, отраслевые госорганы.
По его словам, вчерашнее ослабление тенге было просто нервным рефлексом.
- Это просто нервы! Рыночные агенты влияют на любые новости, и определенная субъективная психологическая реакция возможна, - заметил министр.

Между тем зампредседателя Нацбанка Алпысбай АХМЕТОВ (на снимке) полагает, что нынешнее снижение курса тенге не является девальвацией.
- Если вы зайдете на сайт Нацбанка, то увидите: мы еженедельно размещаем волатильность валют развивающихся рынков. Там видно бразильскую, мексиканскую валюту, турецкую лиру - их отклонение в любую сторону до четырех процентов доходит! Поэтому это не девальвация, это просто отклонение курса, определенное валютными рынками России, Китая, ЕврАзЭС, спросом и предложением, - сказал он вчера журналистам после заседания правительства.
В Нацбанке не исключают интервенций (вливаний) в финансовый рынок из золотовалютных запасов страны, чтобы поддержать стабильность курса.
- Нацбанк не проводит интервенцию, если отклонения курса валюты связаны с фундаментальными факторами. Но если отклонения курса тенге будут связаны с высказываниями некоторых экспертов, которые прогнозируют скачки из-за некоторых политических событий, тогда, конечно, мы интервенцию будем делать, - пояснил Ахметов.

Завершающий акцент в невозмутимом взгляде кабмина на складывающуюся ситуацию сделал вице-премьер Ерболат ДОСАЕВ (на снимке), курирующий экономический блок. Он напомнил журналистам, что наша страна не находится под санкциями, но вместе с тем признал: косвенное влияние событий в рамках ЕАЭС все же существует.
- Если вы заметили, среднегодовой курс в бюджете на 2018-2020 годы заложен на уровне 340 тенге за доллар, чтобы минимизировать такого рода внешние шоки на казахстанскую экономику. Конечно, первичный шок, который испытали Российская Федерация и фондовые рынки, отражается на нас, мы - экономические партнеры. Определенное влияние, наверное, будет связано с импортом, но с этим мы будем разбираться, - с непоколебимым спокойствием сказал Досаев.
Чиновники торопились пообедать, чтобы вновь встретиться на заседании Совета по экономической политике под председательством премьер-министра, где в повестку отдельно вынесли вопрос влияния антироссийских санкций на Казахстан. Совещание прошло в закрытом режиме.

Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть