3919

“Шестёрка” против Ирана: ничья в пользу Казахстана

На этой неделе в Алматы прошли переговоры так называемой “шестерки” (“5+1”) - пять постоянных наблюдателей Совета безопасности ООН: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай - и Германия) с Ираном по вопросам ядерной программы этой страны.

До дня последнего подобного заседания в Москве, прошло порядка восьми месяцев. “Шестерка” на этот раз представила иранской делегации во главе с секретарем Высшего совета национальной безопасности Саидом ДЖАЛИЛИ обновленный пакет предложений. В нем предлагается смягчить экономические санкции по линии Совбеза ООН в отношении Ирана и не вводить новые в обмен на приостановление им обогащения урана до 20 процентов и закрытия подземного ядерного полигона в Фордо. Джалили на это ответил вполне миролюбиво: “Обогащение урана - наше право. Но сокращение до 20 или до 5 процентов - другое дело”. Таким образом, переговоры, пребывавшие едва ли не в стагнации, возобновились.
И хотя каких-то конкретных договоренностей достигнуто не было, диалог все же состоялся, и, что крайне примечательно, даже назначены даты следующих переговоров: 17-18 марта они пройдут в Стамбуле на уровне экспертов, а 5-6 апреля - вновь в Алматы на уровне политдиректоров. Поскольку следующее заседание уполномоченных представителей сторон состоится уже чуть более чем через месяц, сам собой напрашивается вывод: переговорный процесс действительно наконец-то сдвинулся с мертвой точки. И, похоже, Казахстан предоставил для переговоров идеальную - во всяком случае, на данный момент -
диалоговую площадку.

Директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Султан АКИМБЕКОВ (на снимке) полагает, что, как это ни парадоксально звучит, Казах­стан выиграл от того, что стороны конфликта достигли крайнего рубежа:
- В сложившейся ситуации стороны относятся друг к другу с большим недоверием. При этом очень многие страны так или иначе вовлечены в эти процессы. Например, Турция раньше была нейтральной, но теперь у нее есть своя позиция по этому вопросу. И стран, не вовлеченных так или иначе в данный конфликт, осталось совсем немного. Всем дороги мир и безопасность! А Казахстан является чуть ли не единственной страной, у которой нет видимых предпочтений в данном конфликте. Плюс у нашей страны есть определенный имидж - мы в свое время отказались от ядерного оружия, закрыли полигон, при этом являемся мировым лидером по добыче урана. И Казахстан ведет в ядерном вопросе последовательную и ответственную политику. Для “шестерки” Казах­стан - идеальная площадка для переговоров: на нашем примере ее представители как бы демонстрируют Ирану, что можно занимать подобную нашей принципиальную позицию по данному вопросу. С другой стороны, у Ирана к нам нет какого-то недоверия. И то, что 5-6 апреля в Алматы пройдет очередная встреча сторон, позволяет заявить: Казахстан как независимая диалоговая площадка всех устраивает.
Однако относительно общих итогов заседания эксперт высказался с известной долей скепсиса. Он отметил, что до сих пор продолжается серьезная дипломатическая игра, в которой каждая из сторон пытается соблюсти свои интересы, и ожидать какого-то серьезного прорыва не стоит:
- Ситуация стала болезненной для обеих сторон и особенно для Ирана, и сейчас стороны пытаются использовать ее максимально в свою пользу. Вопросов больше, чем ответов. Можно ли говорить, что Иран действительно хочет взять на вооружение сценарий Северной Кореи, желая получить атомную бомбу, а потом поставить всех перед фактом? Чего в конечном итоге хотят западные страны? Смогут ли они убедить Россию и Китай в том, что иранская ядерная программа в итоге выльется в обострение ситуации на Ближнем Востоке и проблему эту нужно убивать в зародыше? Ясно пока только одно - никто не хочет уступать. “Шестерка” выдвинула свои предложения, но Тегеран и не согласился с ними, и не отказался от них. Другими словами, Иран выбрал тактику затягивания времени. С какой целью, пока непонятно.

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований синолог Константин СЫРОЕЖКИН (на снимке) также считает, что проведение двух заседаний в Алматы - большой плюс для имиджа Казахстана:
- Международный авторитет страны поднимается, так как мы выступили организаторами нужных и очень серьезных переговоров. Это безусловный позитив. Однако никаких серьезных сдвигов в переговорном процессе сторон, увы, не произошло. Мнения сторон никак не изменились, и никакого компромисса достичь пока не удалось. Единственное - договорились о следующей встрече. Ну так и раньше договаривались. Проблема сама по себе очень сложная, позиции конфликтующих принципиальны, и в этой связи даже не стоило надеяться на прорывной результат.
Говоря о позиции Пекина, эксперт подчеркнул, что Китай, как и все другие страны, не заинтересован в том, чтобы Иран обладал ядерным оружием. Но в то же самое время Китай исходит из тех соображений, что Иран имеет право заниматься ядерной программой в мирных целях.
- Кроме того, Иран интересен Китаю как поставщик энергоресурсов, и ссориться, а тем более ругаться с Тегераном Пекин не собирается. Поэтому позиция Китая в данном вопросе наиболее выверена, - резюмировал политолог.

Член Российской академии наук Александр КНЯЗЕВ (на снимке) согласен с мнением коллег, что Казахстан больше всех выиграл от многострадальных переговоров:
- Я уверен, что все устремления Казахстана выступать посредником в переговорах направлены в первую очередь на поддержание внешнеполитического имиджа. Казахстан всегда стремился позиционировать себя как нейтральная, многовекторная страна, которая может выступать медиатором в разного рода конфликтах. Здесь уместно вспомнить такие проекты, как СВМДА, съезды мировых религий и т. д. Для Ирана Казахстан - страна действительно нейтральная, в отличие, скажем, от Турции, которая является членом НАТО. И хотя Астана тоже активно сотрудничает с Западом, она находится в добрых отношениях с Москвой и Пекином. И Казахстан может обеспечить всем сторонам приемлемые условия для работы.
Ученый также отметил, что Иран имеет высокий интерес к Казах­стану еще и потому, что обе страны связывает Каспий. Речь идет чисто об экономическом сотрудничестве.
- Я беседовал с иранскими экспертами, и они сообщили, что Тегеран рассматривает Казахстан и Россию как серьезных экономических партнеров. Пару лет назад иранцы даже заявили о готовности передать экономически развитым странам Каспия в долгосрочную аренду - на 99 лет - порты в Персидском заливе с той целью, чтобы транзитом через Иран они имели выход к южным странам, - отметил собеседник. - Я думаю, что в коридорах алматинского совещания по Ирану, вероятно, шли разговоры в том числе и о двусторонних отношениях между Казахстаном и Ираном. Ну а так как Казахстан в перспективе может стать страной ядерного топлива, то сотрудничество будет взаимовыгодным, учитывая то, как активно Иран развивает свою ядерную энергетику.

Игорь ХЕН, Алматы

Поделиться
Класснуть