5503

Совершенно секретно

Умирзак Шукеев, глава ФНБ “Самрук-Казына”: Зарплаты топ-менеджеров - не тайна. Но я вам не скажу

Обнародовать уровень зарплат топ-менеджеров АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына” председателю его правления Умирзаку ШУКЕЕВУ (на снимке), оказывается, не позволяет корпоративная культура.

Выступая вчера на брифинге в службе центральных коммуникаций (СЦК) в Астане, опытный функ­ционер ловко уклонился от прямого вопроса на эту тему.
- Я не думаю, что зарплаты топ-менеджеров - это государственная тайна, - начал он свой ответ. - Но есть определенная корпоративная культура! Мы все - нанятые менеджеры. И нашу зарплату топ-менеджмента определяет наш акционер - совет директоров. Там есть целый ряд независимых директоров, и это их решение. Они даже не спрашивают нашего мнения.
При этом Умирзак Шукеев заметил, что их зарплата достаточно конкурентоспособная, чтобы привлекать толковых специалистов. Однако...
- Наша зарплата - проводили несколько раз такое исследование - ниже, чем зарплата наших коллег, то, что касается международного рынка, - в несколько раз, - посетовал он. - Что касается России - в два раза. И даже по ряду компаний наша зарплата ниже, чем в частном секторе в Казахстане.
Вместе с тем глава фонда напомнил, что “Самрук-Казына” уже несколько лет оптимизирует штат своих сотрудников.
- Мы сокращаем расходы на персонал с 2012 года. Больше чем две тысячи вакансий было сокращено из административно-управленческого персонала. В то же время, если мы хотим трансформироваться и внедрить у себя международные стандарты, нам нужны люди с международным опытом и знаниями. Поэтому мы через рекрутинговые компании нашли и наняли несколько иностранных специалистов мирового уровня. Один из них работал в IBM, Philip Morris.
Как пояснил руководитель ФНБ, уровень зарплат иностранных топ-менеджеров зависит от качества их работы.
- Мы определили им зарплату из двух частей: из фиксированной части и из переменной части. Переменная часть прямо зависит от результатов их работы. Соотношение: 20 - фиксированная часть и 80 процентов - переменная часть. Это больше похоже на американскую систему оплаты. В Европе идет 50 на 50. Поэтому они могут получить зарплату только в том случае, если они принесут компании доход. То есть мы просто так денег не платим, - заключил свой ответ на “зарплатный” вопрос г-н Шукеев.
Он также сообщил, что в этом году “Самрук-Казына” планирует оптимизировать административные расходы на 17 процентов, или на 64 миллиарда тенге. По его словам, в результате трансформации семи крупнейших национальных компаний страны, входящих в фонд, госказна ежегодно будет получать в виде дохода до 100 миллиардов тенге.
- Только по одной компании - КТЖ - мы видим, что внедрение этой реформы позволит ежегодно добиваться эффекта в 20 миллиардов тенге. Только за счет этой программы мы сможем удвоить сегодняшний эффект, - отметил Умирзак Шукеев.
Говоря о вкладе “Самрук-Казына” в комплекс мер по дедолларизации отечественной экономики, он сообщил, что снижается доля валютных вкладов компаний фонда в комбанках. По его словам, если на момент девальвации тенге в прошлом году эта доля составляла примерно 44 процента, то...
- … сейчас, к концу (прошлого. - Т. К.) года, мы увидели, что 41 процент вкладов наших компаний в валюте. То есть, наоборот, валютные депозиты нашей компании снизились за это время. А в целом объемы валютных депозитов компаний фонда составляют всего 7 процентов от всех валютных депозитов в банках второго уровня Казахстана, - проинформировал он и, воспользовавшись моментом, добавил: - Хочу опровергнуть слухи о том, что группа фонда якобы переводит все деньги в валюту и в результате усиливает валютные ожидания. Динамика наших вкладов в валюте это явно демонстрирует.
По его данным, группа компаний ФНБ в прошлом году продала на валютном рынке более 9 миллиардов долларов.
- Мы приняли специальный корпоративный стандарт, где запретили всем нашим дочерним компаниям производить операции на валютном рынке без производственной необходимости. Они должны нам, “Самрук-Казына”, доказать, что им прямо необходима эта валюта, - пояснил Умирзак Шукеев.
Кроме того, председатель правления “Самрук-Казына” сообщил, что создаваемая авиакомпания Kazakh Air не будет бюджетной.
- Мы говорили, что это компания будет работать на локальном рынке. У нас есть другая компания - “Эйр Астана”, которая работает на глобальном рынке. Эта компания (Kazakh Air. - Т. К.) просто должна дополнять работу “Эйр Астаны”. Мы очень активно вели переговоры с поставщиком техники, провели тендер. Договорились примерно о стоимости этой техники. Но произошли изменения. Кризис, девальвация - в целом цены изменились. Поэтому вернулись к этому вопросу заново. Проводим новый раунд переговоров и надеемся, что нам удастся снизить стоимость тех машин, которые мы хотим приобрести. Просто изменилась ситуация на рынке. Договорились с одной компанией, но сейчас ситуация изменилась, мы начали новый раунд переговоров и не исключаем, что будем менять поставщика, - сообщил он.
По его предположениям, новая авиакомпания, которая будет призвана обеспечивать внутренние рейсы, начнет свою работу осенью этого года.

Талгат КИРБЕТОВ, фото СЦК и Романа ЕГОРОВА, Астана

Поделиться
Класснуть