Учитель, научись сам!
Как Дарига НАЗАРБАЕВА вице-министра МОН экзаменовала
В четверг вице-министр образования и науки Такир БАЛЫКБАЕВ (на нижнем снимке) шелна расширенное заседание комитета мажилиса по социально-культурному развитию в надежде,что депутаты проникнутся идеей о необходимости более солидного государственного финансирования высшего образования. Однако народные избранники его не поддержали, обратив внимание на другие проблемы.
- В большинстве стран финансирование высшего образования является прерогативой государства. У нас же нет надлежащего финансирования в этом аспекте, - заявил замглавы Минобра. - Объем государственного финансирования системы высшего образования в 2013 году составил 106,5 миллиарда тенге. А в странах Европы госрасходы на систему высшего образования составляют 2,2 процента от ВВП (в то время как у нас - 0,38 процента. - С. К.). Созданная в 1999 году модель финансирования до сегодняшнего дня практически не претерпела изменений, несмотря на то, что сегодня ставятся совершенно новые задачи по повышению качества и конкурентоспособности высшего образования.
Особенно удручает вице-министра зарплата преподавателей вузов, которая на сегодняшний день составляет около 80 тысяч тенге, что в три раза ниже, чем в других странах. Однако председателя мажилисовского комитета Даригу НАЗАРБАЕВУ больше интересовало дополнение к этим 80 тысячам, то бишь теневые доходы.
- Ну, сейчас в вузах практически нет теневых доходов, - на голубом глазу ответил ей Балыкбаев. - В вузах есть два вида доходов: это госзаказ и платное обучение.
- Ну да, а за зачет, за экзамены свои тарифы есть? - напирала Назарбаева.
Вице-министру крыть было нечем, и он признал, что такая проблема действительно существует. И заявил: меры принимаются, а борьба ведется.
Критике со стороны председателя комитета подверглась еще одна идея чиновников от образования - обучать в рамках специальных программ ректоров институтов и университетов.
- Давайте специально готовить президента для страны, давайте специально обучать министров, давайте готовить директоров заводов отдельно. Понимаете, о чем речь? - ерничала депутат. - Что значит обучать - еще тратить на это государственные деньги? Ректор должен вырасти сам из недр вуза, пройти все ступени карьерной лестницы. А когда мы назначаем ректоров по другим критериям, которые нам сегодня тоже пока не совсем понятны, и прозрачна ли эта система назначения ректоров - тогда, конечно, этого нерадивого работника министерства, которого пересадили в кресло ректора, надо натаскивать, тратить дополнительные деньги из бюджета и делать из него ректора. А получится из него ректор или нет - это еще, так сказать, бабушка надвое сказала.
Что касается главного вопроса, то бишь увеличения финансирования, то Дарига Назарбаева не уверена, что повышение зарплаты педагогам будет влиять на качество подготовки специалистов. Правда, в этом уверены в Министерстве образования и науки.
- Мы будем поднимать инфраструктуру, состояние исследовательской базы университетов, материальной базы, - сказал Такир Балыкбаев. - Сегодня преподаватель, получая 80 тысяч, не секрет, начинает работать в нескольких университетах, в итоге хромает качество, он нормально не может отработать содержание своего предмета, работу со студентами не всегда успевает проводить.
Поднимались на заседании комитета и другие вопросы. В частности, насчет множества лишних предметов в вузах. Вице-министр сказал, что изменения в программе возможны, но не раньше чем обучение в школе станет 12-летним - тогда некоторые предметы могут уйти в старшие классы. Депутат Гульмира ИСИМБАЕВА говорила о том, что при сдаче ЕНТ необходимо учитывать баллы за “непрофильные” русский и казахский языки. Такир Балыкбаев пообещал, что для рассмотрения этого предложения будет создана рабочая группа.
Светлана КАПУСТИНА, Астана