4923

Учитель, научись сам!

Как Дарига НАЗАРБАЕВА вице-министра МОН экзаменовала

В четверг вице-министр образования и науки Такир БАЛЫКБАЕВ (на нижнем снимке) шелна расширенное заседание комитета мажилиса по социально-культурному развитию в надежде,что депутаты проникнутся идеей о необходимости более солидного государственного финансирования высшего образования. Однако народные избранники его не поддержали, обратив внимание на другие проблемы.

- В большинстве стран финансирование высшего образования является прерогативой государства. У нас же нет надлежащего финансирования в этом аспекте, - заявил зам­главы Минобра. - Объем государственного финансирования системы высшего образования в 2013 году составил 106,5 миллиарда тенге. А в странах Европы госрасходы на систему высшего образования составляют 2,2 процента от ВВП (в то время как у нас - 0,38 процента. - С. К.). Созданная в 1999 году модель финансирования до сегодняшнего дня практически не претерпела изменений, несмотря на то, что сегодня ставятся совершенно новые задачи по повышению качества и конкурентоспособности высшего образования.
Особенно удручает вице-министра зарплата преподавателей вузов, которая на сегодняшний день составляет около 80 тысяч тенге, что в три раза ниже, чем в других странах. Однако председателя мажилисовского комитета Даригу НАЗАРБАЕВУ больше интересовало дополнение к этим 80 тысячам, то бишь теневые доходы.
- Ну, сейчас в вузах практически нет теневых доходов, - на голубом глазу ответил ей Балыкбаев. - В вузах есть два вида доходов: это госзаказ и платное обучение.
- Ну да, а за зачет, за экзамены свои тарифы есть? - напирала Назарбаева.
Вице-министру крыть было нечем, и он признал, что такая проблема действительно существует. И заявил: меры принимаются, а борьба ведется.
Критике со стороны председателя комитета подверглась еще одна идея чиновников от образования - обучать в рамках специальных программ ректоров институтов и университетов.
- Давайте специально готовить президента для страны, давайте специально обучать министров, давайте готовить директоров заводов отдельно. Понимаете, о чем речь? - ерничала депутат. - Что значит обучать - еще тратить на это государственные деньги? Ректор должен вырасти сам из недр вуза, пройти все ступени карьерной лестницы. А когда мы назначаем ректоров по другим критериям, которые нам сегодня тоже пока не совсем понятны, и прозрачна ли эта система назначения ректоров - тогда, конечно, этого нерадивого работника министерства, которого пересадили в кресло ректора, надо натаскивать, тратить дополнительные деньги из бюджета и делать из него ректора. А получится из него ректор или нет - это еще, так сказать, бабушка на­двое сказала.
Что касается главного вопроса, то бишь увеличения финансирования, то Дарига Назарбаева не уверена, что повышение зарплаты педагогам будет влиять на качество подготовки специалистов. Правда, в этом уверены в Министерстве образования и науки.
- Мы будем поднимать инфраструктуру, состояние исследовательской базы университетов, материальной базы, - сказал Такир Балыкбаев. - Сегодня преподаватель, получая 80 тысяч, не секрет, начинает работать в нескольких университетах, в итоге хромает качество, он нормально не может отработать содержание своего предмета, работу со студентами не всегда успевает проводить.
Поднимались на заседании комитета и другие вопросы. В частности, насчет множества лишних предметов в вузах. Вице-министр сказал, что изменения в программе возможны, но не раньше чем обучение в школе станет 12-летним - тогда некоторые предметы могут уйти в старшие классы. Депутат Гульмира ИСИМБАЕВА говорила о том, что при сдаче ЕНТ необходимо учитывать баллы за “непрофильные” русский и казахский языки. Такир Балыкбаев пообещал, что для рассмотрения этого предложения будет создана рабочая группа.

Светлана КАПУСТИНА, Астана

Поделиться
Класснуть