7976

Учителям можно, министрам - нельзя!

     Сенатор Дарига НАЗАРБАЕВА не согласна с тем, что приступать к законопроекту “О статусе педагогов” надо с повышения учительских зарплат. По ее мнению, начинать следует с воспитания... родителей.

Сегодня общепринятой считается иная точка зрения: престиж и авторитет учительства надо поднимать с помощью роста заработной платы, а все остальное - второстепенные меры.
- Я не согласна! - заявила г-жа Назарбаева. - В первую очередь нужно менять отношение родителей к учителям, так как родители настраивают своих детей против учителей и, не разобравшись, бегут в школы - угрожают и оскорб­ляют учителя. Пусть этот родитель сам постоит 12 часов у школьной доски и поработает там с сотней детей в день! Тогда, может быть, будет другое отношение. В целом всю нашу информационную и пропагандистскую машину мы должны настраивать в пользу учителей! Кто будет завтра учить наших детей, если не будет педагогов? Мы об этом забываем и обижаемся на учителей за то, что они вымогают дополнительные деньги на ремонт и так далее. Тоже не от хорошей жизни! Поэтому, если есть возможность, школам помогать надо!
Автор этих строк напомнила парламентарию: сегодня антикоррупционная служба запрещает дарить учителям любые подарки, кроме скромного букета цветов, а за любые другие презенты стоимостью до 5 МРП следует дисциплинарное взыскание.
- Как раз учителям и врачам можно дарить, а вот министрам - нельзя! - отрезала Дарига Нурсултановна Назарбаева. И добавила: - Если это, конечно, по доброй воле, из чувства благодарности и если завтра не отразится на оценках, которые учитель твоему ребенку поставит. Ну почему нет? И потом, есть люди, которые достойны того, чтобы получать благодарность от своих учеников или пациентов. Мы все люди, не роботы же!
Что касается главного ожидания учителей от разрабатываемого законопроекта - повышения их заработка, то сенатор Назарбаева считает: это будет зависеть от возможностей бюджета.
- Ведь любая такая инициатива накладывает дополнительную нагрузку на расходную часть бюджета. Если государство может себе это позволить, оно всегда пойдет навстречу, не сможет - конечно, будет экономить. Надо будет считать. Дело в том, что у нас на 18,8 млн. населения реально в экономике работают 5 млн. человек. Получается, что каждый из вас, работающих, кормит еще двух человек. Это очень большая нагрузка на всех работающих! Потому что, в конце концов, есть бюджет государства, который складывается из доходной и расходной части, и отрицательное сальдо с каждым годом увеличивается! Откуда дополнительно брать деньги на зарплаты и учителям, и врачам?
По ее словам, оптимальное решение на сегодня - внедрение подушевого финансирования, которое даст возможность школам самим зарабатывать и поднимать зарплаты педагогов. Кроме того, по мнению г-жи сенатора, в стране скоро отпадет необходимость в работе облоно, гороно и районо, мучающих учителей бесконечными проверками.
- При такой системе, когда финансирование будет идти из Астаны напрямую школам, областные, районные и городские управления образования будут не нужны. Там много нарушений происходит. Я за то, чтобы их закрыли! Причем уже есть хороший международный опыт в этом плане, - многозначительно сообщила депутат.
Не исключено, что после этих слов тысячи чиновников от образования по всей стране лишатся сна и покоя.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть