4403

Учителям предоставляется общежитие

Более 700 учителей школ и свыше одной тысячи воспитателей дошкольных учреждений не хватает сегодня в Астане. Столичное управление образования, чтобы закрыть эту кадровую брешь, регулярно проводит ярмарки вакансий, рыскает по соседним регионам в поисках нужных специалистов. Но дефицит покрывается крайне вяло.

Особенно острую потребность столичные школы ощущают сегодня в учителях начальных классов, русского языка и литературы, математики и английского языка. Как сообщила “Времени” руководитель административно-правового отдела управления образования Астаны Жаныл КУЛУШПАЕВА (на снимке), сегодня требуется в общей сложности 768 педагогов по всем специальностям, в частности 320 учителей начальной школы (с русским и казахским языками обучения), 60 учителей русского языка и литературы, 80 математиков. Еще острее ситуация в дошкольном образовании: детским садам сейчас не хватает 1100 (!) воспитателей.
- Дело в том, что у нас во многих детских садах работают педагоги, а не специалисты по дошкольному образованию. Конечно, они проходят переподготовку, получают удостоверение о переквалификации. Но мы хотим, чтобы педагоги работали по специальности. Из регионов приезжает много учителей казахского языка, но в них дефицита нет, поэтому они вынуждены устраиваться на работу воспитателями в детские сады, - говорит Жаныл Кулушпаева.
Она подчеркнула, что дефицит в тех или иных педагогах вовсе не означает, что соответствующие уроки в школах не преподаются - проблему решают за счет того, что один учитель ведет два класса.
11 августа управобразования провело ярмарку вакансий, хедхантерами которой стали 69 директоров школ и 72 заведующих детскими садами. В цифрах результат получился неплохой: резюме подали 673 соискателя. Однако горящие вакансии так и остались открытыми. Например, на позицию “воспитатель дошкольного учреждения” нашлось всего лишь 15 претендентов. При имеющемся дефиците это капля в море. По пальцам можно пересчитать и тех, кто подал резюме на востребованные вакансии учителей русского языка, математики, начальных классов.
- Среди желающих трудо­устроиться много учителей казахского языка, физики, истории. Но воспитателей и учителей начальных классов с русским языком обучения среди соискателей практичес­ки нет! - делится Жаныл Кулушпаева.
Еще в мае в управлении образования создали специальную рабочую группу, которая в поисках специалистов отправилась в северные регионы - Костанай, Караганду, Аркалык, Кокшетау и Павлодар.
- Я приехала в рудненское училище агитировать выпускников устроиться на работу в Астане. Но никакой заинтересованности, никакого отклика, увы, не было! Большая часть аудитории, обучившейся на русском языке, хочет уехать в Россию, они не собираются оставаться в Казахстане. Сейчас мы хотим направить письма в вузы близлежащих регионов с предложением отправить выпускников востребованных педагогических специальностей в Астану, - отметила Кулушпаева.

О принимаемых кадровых мерах нашему корреспонденту рассказал и руководитель управления образования Астаны Ануар ЖАНГОЗИН (на снимке). Ведомство решает проблему, в частности, за счет дополнительного привлечения абитуриентов на педагогические специальности. Из тысячи образовательных грантов, выделенных акиматом в этом году, почти половина - гранты именно на педагогические специальности, в том числе дошкольное образование. Наряду с этим столичные власти планируют на условиях государственно-частного партнерства расширить гуманитарный колледж, благодаря чему ежегодно можно будет выпускать порядка полутора тысяч педагогов.
Наряду с этим управление образования будет стараться мотивировать педагогов из других городов переехать в Астану. Стимулом, как считают чиновники от образования, может стать решение жилищного вопроса. Так, иногородним специалистам предложат на первых порах места в общежитиях и хостелах.
- Первое общежитие в ближайшее время у нас будет сдано. Мы планируем порядка 200 учителей разместить там. Сейчас формируем заявки, в том числе из числа вновь прибывших учителей. В комиссию будем включать общественность, различные госорганы, чтобы наиболее справедливо распределить места в общежитии. Кроме того, в Астане есть хорошие хостелы по доступным ценам. Для молодых учителей из регионов это может быть хорошим подспорьем, чтобы решить вопрос проживания в первые годы, - рассказал Ануар Жангозин.
Помимо этого управление образования планирует предоставлять молодым семьям педагогов малогабаритные квартиры. Но какие это будут квартиры и на каких условиях они будут предоставляться, в ведомстве ничего конкретного сказать пока не готовы.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и с интернет-ресурсов, Астана

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Как вы вузы назовёте...

Министерство образования и науки будет отзывать лицензии у вузов, готовящих невостребованных специалистов. Об этом сообщил глава ведомства Ерлан САГАДИЕВ в минувшую пятницу в ходе августовской конференции педагогических работников.
Главный учитель страны напомнил о решении Нурсултана НАЗАРБАЕВА дополнительно выделить в этом году 20 тысяч грантов. В прошлом году количество грантов было увеличено на 10 тысяч.
- Глава государства пошел на беспрецедентное увеличение образовательных грантов. Нам оказано большое доверие, поэтому ответственность вузов за качество стала задачей номер один. Закон об академической свободе дает возможность вузам оперативно обновить образовательные программы. Мы считаем, что платформа для решения этой задачи заложена, - заявил Ерлан Сагадиев.
Он рассказал, как МОН будет способствовать повышению качества высшего образования:
- На базе рейтинга, основанного на занятости выпускников, министерство начнет принимать меры по отзыву лицензий у вузов по специальностям, где низкое трудоустройство. 17 лицензий в этом году уже отозвано. Работа будет усилена. Это приведет к профилизации вузов по основным направлениям. Там, где они могут хорошо преподавать, пусть преподают. Там, где диплом не дает выпусникам хорошей востребованности, преподавать не имеет смысла.
Министр также сообщил о том, что повысятся квалификационные требования к университетам, институтам и академиям.
- Разработана новая, независимая от министерства система, которая определит, кто может называться университетом, кто - академией, а кто - институтом, - пояснил он. - Эта система сегодня проходит обсуждение с ректорами вузов. Мы целиком поддерживаем создание лиги за академическую требовательность. Мы с гордостью можем сказать, что в Казахстане создается лига вузов, которая системно поставит высокие требования к студентам, академическую честность, высокое имя вуза над текущей рыночной конъюнктурой.
По аналогии с высшим образованием система рейтингов со следующего года будет введена и в системе профессионально-технического образования. Ранжировать колледжи по качеству подготовки специалистов будет Нацпалата предпринимателей “Атамекен”. Рейтинг послужит основой для формирования госзаказа и корректировки образовательных программ с учетом требований рынка. По словам главы Минобра, на сегодня уже сокращены 109 невостребованных специальностей, что привело к объединению 20 колледжей и изменению профилей еще 66.
Ерлан Сагадиев также отметил, что по поручению главы государства в рамках бесплатного профессионально-технического образования количество студентов, обучающихся по госзаказу, увеличено до 54 процентов. Это позволило остановить негативную тенденцию сокращения колледжей, которая продолжалась на протяжении последних пяти лет. И еще одна новость в сфере ТиПО: уже с сентября этого года все колледжи, как и школы, перейдут на подушевое финансирование.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть