3417

За “войной” стоят товарные лобби

На этой неделе появились новые сообщения, вновь поднявшие информационную волну о торговых войнах между РФ и Казахстаном: 16 апреля Россельхознадзор в Челябинской области пресек попытку незаконного ввоза из нашей республики 19,5 тонны сыра, а 20 апреля на российско-белорусской границе не пропустил 116 тонн польских яблок, предназначавшихся для Казахстана. Журналист Дастан МУКУШЕВ специально для газеты “Время” оценил масштаб “боевых действий” из столицы России.

Примечательно то, по какой причине был остановлен на российско-казахстанской границе автомобиль с сыром. “Штамп ветеринарного сертификата №4 проставлен на накладной, а не на документах, выдаваемых производителем и подтверждающих соответствие продукции требованиям качества и безопасности. Кроме того, в ветеринарном сертификате заполнены не все требуемые сведения, в связи с чем он признан недействительным”, - отмечается в пресс-релизе Россельхознадзора.
“Указанное свидетельствует о непринятии должных мер со стороны компетентных органов Республики Казахстан. В этой связи Россельхознадзором подготовлено письмо председателю комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан о проведении проверки и принятии мер, направленных на исключение подобных случаев”, - заключили в Россельхознадзоре.
Партия же польских яблок не была пропущена в Казахстан из-за “нарушения условий транзита по территории России запрещенной к ввозу подкарантинной продукции”.
Но говорить о том, что между странами ЕАЭС, между Россией и Казахстаном идет торговая война, не приходится. Слишком не равны силы. Если полки казахстанских магазинов буквально забиты товарами российского производства, то в российских торговых сетях найти продукцию с маркировкой “Казакстанда жасалган” весьма проблематично. Определенные виды товаров, безусловно, встречаются в магазинах приграничных районов, но вот в расположенной за тысячи километров от “линии соприкосновения” Московской области продукты из Казахстана в диковинку.
Ирина АГАЕВА переехала из Алматы в Подмосковье пять лет назад. Пока супруг занят на работе, Ирина помимо воспитания двоих детей обеспечивает заполняемость холодильника продуктами питания. За все годы, прожитые в России, из казахстанских товаров, которые она встречала на прилавках местных супермаркетов, вспомнила только тесто для бешбармака. Да еще кондитерские изделия, которые продаются в специализированном магазине.
- Белорусских товаров здесь полно, а вот казахстанских я особо не замечала, - говорит Ирина.
По ее словам, здесь никто не знает, что казахстанская продукция зачастую является натуральной и качественной.
- Если что-то и есть, то это штучный товар, так сказать, на любителя. И довольно дорогой. Казахстанский шоколад можно купить, только если ты уж совсем фанат, - заключает женщина.
Слова Ирины подтверждают и статистические данные. После девальвации тенге в прошлом году импорт товаров из Казахстана в Россию несколько вырос, но уже к декабрю этот эффект был нивелирован. Не сыграли на руку казахстанским экспортерам и введенные Москвой против западных производителей санкции. Импорт из республики товаров санкционных категорий в IV квартале прошлого года сократился на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Для примера: белорусский импорт тех же товаров и при тех же условиях сократился только на 11 процентов. Причем продлившийся недолго рост импорта из Казахстана пришелся отнюдь не на продуты питания, а на машины, металлы и минеральные продукты.
О том, что нельзя называть сегодняшние приграничные торговые трения громким определением “война”, считает и директор казахстанской консалтинговой компании Айдархан КУСАИНОВ:
- Я пока не вижу торговой войны. Я в свое время прогнозировал, что некие “войнушки” - назовем их так - будут. Это нормально. Я сам их первый сторонник. Когда экономики стран притираются, иногда нужно показывать характер.
В то же время, по мнению эксперта, сложившаяся ситуация является проявлением новых реалий ЕАЭС, когда лоббисты определенных групп товаров той и другой стороны используют государственные рычаги. По мнению Кусаинова, такие процессы будут происходить и в этом, и в следующем году.
Тема торговой войны сильно раздута, вторит ему главный научный сотрудник Института экономики РАН профессор Вячеслав ДАШИЧЕВ:
- Есть конкуренция между предприятиями, и это естественный процесс. Но противоречия экономического характера исключены.
По словам эксперта, у Казахстана и России сложилась экономическая общность, а для того чтобы решать возникающие вопросы, нужна политическая мудрость.
- По крайней мере, мы должны к этому стремиться. Хотя многим внешним силам хотелось бы, чтобы между Россией и Казахстаном возникли противоречия, такие же, как между Украиной и Россией на данном этапе. И внешние силы над этим активно работают, - отмечает Дашичев.
Вопросы, которые сейчас возникают в сфере торговых отношений Казахстана и России, будут решаться на уровне соответствующих ведомств, считает зав­сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН кандидат политических наук Елена КУЗЬМИНА. По ее словам, торговая война не нужна Казахстану, поскольку республике очень выгоден российский рынок, особенно приграничные регионы. То, что сегодня называют торговой войной, - это в большей степени попытки урегулировать отношения в связи с теми изменениями, которые произошли за последние несколько месяцев ввиду девальвации валют, заявляет эксперт.
- Казахстану, как и России, абсолютно невыгодно сейчас начинать какие-то войны. Просто сейчас несколько меняются правила игры, и идет поиск возможностей уравновесить взаимоотношения. Это вопрос спорный, но никак не “военный”, - подчеркивает Кузьмина.
По мнению Айдархана Кусаинова, Россия и Казахстан сейчас учатся выходить из подобного рода конфликтных ситуаций:
- Я вполне допускаю, что по результатам нынешних разборок будет принято некое жесткое политическое решение. То есть президенты решат, какие “виды во­оружений” необходимо убрать из арсенала лоббистов.

Дастан МУКУШЕВ, фото Романа ЕГОРОВА, Москва

Поделиться
Класснуть