2642

Зайцев нет!

 

В автобусах Петропавловска деньги за проезд принимают сами водители, рассчитывая пассажиров зачастую “не отходя от руля”

Общественный транспорт областного центра Северного Казахстана ругают все: пассажиры, полицейские и даже сами чиновники городского акимата на разных совещаниях. Однако перевозчики отбивают все критические стрелы и заявляют: в последнее время они работают так хорошо, как никогда прежде! Самое интересное в том, что транспортники не лгут.

В Петропавловске почти с 220-тысячным населением сейчас редко можно увидеть большие автобусы. Их заменили на китайские “бусики” средней вместимости, посадочные места в которых можно пересчитать по пальцам, а передвигаться стоя в них удобно лишь пассажирам небольшого росточка.

По улицам города по 13 автобус­ным и по стольким же микроавтобусным маршрутам бегают 346 таких “автокоробочек” одиннадцати частных предприятий. Причем 197 из этих автобусов, не без гордости заявляют в горакимате, куплены всего-навсего полтора года назад. Государственные же автобусы отходили свое еще в 90-х. А два года назад, в 2014-м, медным тазом накрылся троллейбусный парк, отслуживший людям шесть десятков лет.

Умирали троллейбусы, будучи уже частными. Маршруты объявили нерентабельными, предприятие признали банкротом, троллейбусы и контактные сети пустили на металлолом. В Петропавловске все приняли как данность, что троллейбусы - дело неприбыльное. Хотя - если хорошенечко вспомнить! - всего четырьмя годами ранее за право рулить троллейбусным хозяйством не на шутку сцепились два директора. Делили его как тот еще лакомый кусочек! Долго шли суды, а в итоге восстановленный решением Верховного суда в должности начальника Олег МАТЕЙЧУК заявился в парк с группой... из сорока вооруженных охранников! Та беготня с автоматами, помнится, парализовала работу троллейбусов аж на целых два дня...
В общем, получилось так, что в погоне за личной выгодой о завтрашнем дне мало кто думал. Технику не обновляли, “рогатые” еле-еле ползали и постоянно ломались, а дырявые двери пропускали холод. И пассажиров туда уже было не заманить.

Регулярно критикуют общественный транспорт полицейские чины. С начала года стражи порядка оштрафовали уже более 300 водителей автобусов - в основном за превышение скорости, разговоры по мобильному телефону и за управление транспортом в нетрезвом виде. А одного водителя задержали при продаже героина. По информации полицейских, 40-летний водила делал это регулярно, причем прямо на маршруте. Чтобы изобличить дилера, организовали контрольную закупку. Причем водитель тот был нар­козависимым. Каким образом он каждое утро проходил медицинское освидетельствование - большой вопрос...
А другой водитель отличился тем, что прямо на перекрестке насмерть сбил молодую беременную женщину, переходившую дорогу на зеленый свет.
- Это тот самый пресловутый человеческий фактор! Поверьте, мы над этим работаем, - комментирует в интервью “Времени”, отдуваясь за всех перевозчиков, председатель ассоциации “Северо-Казахстанский автотранспортный союз” Галина СЕМЕНОВА (на снимке). - Хотя эта ситуация, честно скажу, трудно поддается исправлению. У нас огромная текучка кадров.

Люди на петропавловских автопредприятиях действительно не задерживаются. Рабочий день начинается в пять утра, заканчивается около полуночи. А зарплата водителя - внимание, алматинские коллеги! - всего 50-75 тысяч тенге.
Доходит до того, что на некоторые маршруты акимат не может дозваться перевозчиков. И в конкурсе, в котором, по идее, должны соревноваться несколько фирм за право пассажирских перевозок, участвует всего лишь одна. Она и выигрывает. С тем, что у нее есть.
- Мы сейчас очень сильно опустились по доходам, - вздыхает Галина Семенова, - уже больше нет высокорентабельных маршрутов. В лучшем случае - средней рентабельности. Тот же 25-й маршрут. Мы на нем работали на больших автобусах, они всегда ходили полными! Сейчас там спокойно справляемся маленькими “шаолинями”.
При этом люди постоянно просят: туда им маршрут продлите, сюда. Хотят, чтобы автобус шел чуть ли не до их дома! - не скрывает злобной иронии Семенова. - Мы по просьбе горакимата организуем новые маршруты, продлеваем действующие. Поначалу все довольны. Но потом эти направления становятся нерентабельными, и их приходится закрывать. А перевозчики терпят убытки.
Получается, что общественным транспортом петропавловцы стали пользоваться реже! Горожане обзавелись своими машинами. К тому же в последнее время бомбилы, готовые работать за копейки, переманили у автобусов пассажиров. Вскладчину на таких такси получается дешевле, чем на автобусе.
- Или вот люди жалуются на то, что в часы пик автобусы битком. Ну а как иначе? - взволнованно продолжает моя собеседница. - Мы за счет этого часа пик и выживаем! За счет этого мы можем работать до позднего вечера, когда пассажиров совсем мало.
Вот нам часто приводят в пример Алматы, Астану: мол, посмотрите, какие у них автобусы. Но мы не можем с ними сравниться! Если хотим ездить на таком транспорте, нужно понимать, что за него платить нужно. А что такое тариф в 65 тенге (на перевозки, действующий сейчас в Петропавловске. - У. А.)? Нам нужно минимум 80! Поэтому в тех условиях, в каких мы находимся сейчас, наш общественный транспорт работает очень хорошо! - резюмирует сказанное Галина Семенова.

И действительно: уж на что-что, а на периодичность движения автобусов в Петропавловске особо не жалуются. Уже как минимум полтора года.
Общественный транспорт стал ходить строго по расписанию, как только за ним начали осуществлять жесткий контроль. В каждом “бусике” установлено GPS-устройство, которое показывает, где в данный момент находится машина. Эти данные круглосуточно мониторит диспетчер. Могут это делать и сами пассажиры через мобильное приложение. На данный момент его на свои телефоны скачали около десяти тысяч петропавловцев.
- Кроме диспетчерского пункта, где мониторят движение транспорта через компьютерную программу, у нас есть еще три пункта контроля, - рассказывает завсектором пассажирского транспорта акимата Петропавловска Дулат ШАРАПИДЕНОВ (на снимке). - Они расположены так, чтобы на первом круге своего маршрута каждый водитель мог заехать туда и показать свой путевой лист. Таким образом мы проверяем, прошел ли человек медосмотр, все ли в порядке с машиной.
Каждый день в акимат присылают три отчета: сколько единиц транспорта работало на каждом маршруте, сколько кругов они сделали и специальный отчет о нарушениях.
Причем такой, можно сказать, тотальный контроль ведет частная фирма, услуги которой оплачивают сами перевозчики.
Та же фирма предложила перевозчикам еще одно ноу-хау: счетчик пассажиров. Небольшое устройство, установленное в салоне, фиксирует всех, кто заходит в автобус. Примечательно, что этот счетчик отличает детей от взрослых. Хотите верьте, хотите нет. Сейчас технологию пробуют на маршруте № 25.
- Конечно, нам самим нужно точно знать, сколько у нас пассажиров, а не со слов водителей, - говорит Галина Семенова. - В принципе, мы и сейчас владеем средними цифрами, потому что регулярно устраиваем рейды. Причем эти проверки - совместные со специалистами акимата. И когда мы доказываем необходимость повышения тарифов, то оперируем всеми известными и всеми проверенными данными.

И это при том, что в петропавловских автобусах вы не найдете кондуктора - пассажиры оплачивают проезд, передавая деньги напрямую водителю, который принимает их зачастую прямо на ходу. И никакого тебе билета. У водителя есть пресловутый план, который он должен выполнить.
- А почему вы не практикуете билетирование? Это хоть как-то поможет бороться с теневыми схемами! - говорю Семеновой.
- Исключительно в целях экономии. А так нам придется держать кондуктора и платить ему зарплату. Нам деньги нужны, причем нужны вовремя. Вот сейчас снова поднялась цена на дизтопливо. Поэтому мы и просим городской акимат повысить тариф на проезд. Мы, конечно, понимаем: социальная напряженность и так далее. Но предприятия общественного транспорта сейчас очень обеспокоены. У нас нет перспективы. Нет роста зарплаты, некоторые даже следить за техническим состоянием автобусов не всегда успевают… Поэтому давайте не будем сосредотачиваться на минусах. Транспорт в Петропавловске ходит, и ходит регулярно. Когда такое было?
Вопрос об электронном билетировании как-то отпал сам собой...

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть