9017

ПРИЧИНА ОТСТАВКИ С.АХМЕТОВА: НЕЗНАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ А.БАЙТУРСЫНОВА ЛИБО НЕПРИЗНАНИЕ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ»

В нашей стране причина внезапной и в то же время ускоренной отставки Премьер-Министра С.Ахметова привлекает заметное политическое и общественное внимание.
У разных авторов и само понимание причин его отставки существенно различаются.
Пожалуй, наиболее широкое распространение, в том числе и в республиканских электронных и печатных СМИ, получили точки зрения следующих экспертов:
1.Политолог А.Сарым. «Я с самого начала говорил, что ему приходится работать в условиях, когда прежний владелец кабинета унес с собой все связки ключей от столов, сейфов, шкафов. Ему пришлось работать в предельно узком коридоре возможностей. И, по большому счету, у него было только два пути: все время обращаться по каждому поводу к прежнему хозяину кабинета или же все сломать и сделать собственные ключи. Он выбрал промежуточный путь».
2. Общественный и политический деятель А.Косанов. «Президент сказал о необходимости выработки «новых подходов» в сложных международных экономических условиях». Думаю, что у нас другой кризис, а именно кризис взаимоотношений групп и кланов внутри самой власти. Здесь и нужно искать ключи к разгадке очередной акординской головоломки».
3. Политолог Д.Сатпаев. «Отставку Премьер-министра многие ждали еще в конце прошлого года. Это было связано с очень жесткой критикой, которая прозвучала еще в прошлом году со стороны главы государства в адрес Премьер-министра и правительства. При этом обвинения были стандартными практически для всех казахстанских премьеров: коррупция, невыполнение президентских указов, неэффективность».
4. Политолог Е.Карин. Одной из первых причин смены правительства стала необходимость придания нового импульса и динамики в реализации казахстанской "Стратегии-2050". Мне кажется, что предыдущее правительство Ахметова не обеспечивало должного темпа и динамизма реализации этой стратегии. В период его деятельности не было разработано четких планов по реализации президентских Посланий.
5. Общественный деятель П.Своик. «Нужны новые подходы. А правительство даже и не пыталось что-то такое сделать. Причины отставки предельно очевидны. Главная причина – это девальвация тенге».
6. Политолог Д.Ашимбаев. «Правительству Ахметова не хватало координации в работе. Это отражалось на скорости принятия решений и в целом эффективности принимаемых решений».
Среди других версий упоминается мысль о том, что кабинет министров под руководством С.Ахметова не смог обеспечить стране промышленный рывок.
В целом, более пристальное ознакомление с вышеуказанными мнениями позволяет сделать вывод, что они имеют право на существование.
Тем не менее, надо учитывать, что в данной ситуации речь не идет об отставке самого правительства, скорее всего, только о главе правительства.
По оценке независимого Института экономической политики (ИЭП) главная причина отставки С.Ахметова лежит в другой плоскости.

Что предложил А.Байтурсынов 100 лет назад

Исторические и архивные материалы свидетельствуют, что величайший мыслитель ХХ столетия Ахмет Байтурсынов занимался не только проблемами национальной безопасности казахов, но и актуальными вопросами развития экономики, конкуренции,  индустриализации, человеческого капитала, а также стадиями развития общества.
На наш взгляд, наибольший интерес вызывает сделанные выводы А.Байтурсынова касательно стадий развития общества и экономики. Так, он первым выделил 6 стадий развития экономики кочевников. При этом он подчеркнул, что в разных стадиях развития необходимо решить разные задачи. (См. газета Казах, 1915г. №145 «Изменение экономики (хозяйства)»).
Спустя 100 лет и с учетом опыта Японии, Ю.Кореи, Малайзии, Сингапура экономисты пришли к выводу о существовании четырех стадий ускоренного развития экономики: 1) начальная стадия индустриализации; 2) стадия экспортно-ориентированного роста ВВП; 3) стадия стимулирования ускоренного развития экономики; 4) стадия развитого рынка.
Для успешного развития догоняющие страны (включая Казахстан) должны следовать сложной стратегии, каждый раз выбирая экономическую политику, которая соответствует стадии развития страны и своевременно изменяя ее при переходе от одной стадий к другой.
Экономическое чудо смогли сотворить те страны, которым удавалось своевременно менять политику в зависимости от стадий развития.  
Из отечественного опыта известно, что в этом контексте для всех глав правительств (включая С.Ахметова) и Кабинета министров Казахстана были характерны ошибки двух типов экономической политики:
- длительное использование устаревших инструментов, которые были успешными в прошлом, и они продолжали применяться на этапе, для которого они уже непригодны;
- преждевременное применение инструментов, когда правительство пыталось использовать методы и инструменты, которые эффективны лишь для более поздних стадий.
Остановимся лишь на нескольких ошибках экономической политики – это продолжение реализации политики экспортно-сырьевого роста экономики (включая попытки по Кашагану) без выполнения условий начальной стадии индустриализации, снижение барьеров на пути импорта, дерегулирование рынка капитала (причина банковского и ипотечных кризисов) и т.д.
Казахстан пытался копировать структуру экономики развитых стран Запада – они являются мерами завершающих стадий развития. К примеру, мы продвинулись значительно больше по пути приватизации и либерализации за 10 лет, нежели страны восточноазиатского экономического чуда – за 40 лет.
Преждевременность наблюдалась 2004-2005гг. в ходе реализации отраслевых программ, Так, Правительство, чтобы приступить к реализации «Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на 2005-2014 годы», а затем реализовать Госпрограммы развития жилищного строительства, оно запустило эти программы одновременно.
И это привело, в том числе к значительному отставанию темпов развития промышленности строительных материалов от темпов развития жилищного строительства. Данное сопоставление дает ответ на вопрос относительно главных причин удорожания жилья в Казахстане.
Что касается деятельности С.Ахметова, то в период его правления программы «Дорожная карта бизнеса -2020», «Занятость-2020», ГПФИИР, «Агробизнес-2020» и др. не прошли необходимую экспертизу с позиций их соответствия внутренним и внешним условиям стадий развития экономики.
В качестве примера рассмотрим эффективность реализации программы «Занятость-2020». По информации Генеральной прокуратуры, уровень преступности в Казахстане среди безработных имеет устойчивую тенденцию роста. В 2013 году всего выявлено 102 565 лиц, совершивших преступления, что на 4,5% больше чем за 2012 год (98 176). На момент совершения преступления зарегистрировано 79855 (2012г. - 77831) трудоспособных безработных.
Чтобы сдерживать преступность, в том числе среди безработных, помимо правоохранительной деятельности, государство в лице правительства обязано добиваться эффективности реализации политики занятости населения.
Однако освоенные Правительством и акимами регионов бюджетные средства в рамках Программы занятости за 2012-2013 гг. (133,9 млрд. тенге), дорожной карты "Занятость-2020" (104,9 млрд. тенге в 2013 году) не обеспечили ожидаемое снижение преступности в стране среди безработных.
Это означает, что государством безответственно реализуется как традиционные (правоохранительная деятельность, сдерживание преступности), современные (политика занятости, создание рабочих мест за счет индустриализации), так и социальные (борьба с безработицей, выплата пособий безработным) функции.
Таким образом, среди основных ошибок Правительства С.Ахметова (включая и предыдущих премьеров) следует отметить несоответствие проводимой им экономической политики реальным стадиям развития страны.

Что произошло в Голландии 50 лет назад

    1959 году в одной из провинции Голландии (Гронинген) было открыто крупное месторождение природного газа. Значительный рост экспортных доходов в 1960-1970 гг. вызвал укрепление валюты – гульдена. Рост доходов населения создал спрос на импортные товары, а местная промышленность начала испытывать трудности со сбытом как внутри страны, так и при экспорте. В конечном счете, наблюдалась безработица в промышленном секторе, начался процесс «деиндустриализации».
Поэтому снижение эффективности экономики из-за увеличения экспорта сырьевых ресурсов получило название «голландская болезнь». Другими словами это состояние экономики, когда увеличивается добыча и экспорт углеводородных ресурсов и уменьшается либо отсутствует опережающий рост обрабатывающей промышленности.
С «голландской болезнью» сталкивались Голландия, Норвегия, Австралия, Гвиана, Замбия, Мексика, С.Аравия, частично РФ.
Что касается Казахстана, признаки этой болезни проявляются в Казахстане по следующим направлениям:
    - снижение либо отсутствие опережающего роста обрабатывающей промышленности в экономике (несмотря на все приняты программы и меры по индустриализации и инновации, удельный вес обрабатывающей промышленности в экономике не достиг показателя 1991 года);
- укрепление реального эффективного валютного курса тенге (проведение девальвации тенге в феврале т.г. - по сути, признание Нацбанком существования голландской болезни на фоне значительного роста ВВП и без учета эффекта Баллас-Самуэльсона). Укрепление тенге, то есть, его удорожание либо снижение конкурентоспособности экономики составило: в 2010г.-7,7%, 2011г.-7,1%, 2012г.-12,7%, 2013г.-свыше 113%.
- переход трудовых ресурсов из секторов обрабатывающей промышленности в нефтедобывающую промышленность и самозанятость.
 - рост трудовых и энергетических издержек в национальной экономике с учетом производительности труда (индекс достиг 81,6 пунктов - это равносильно показателям накануне кризисов 1998 и 2008 годов).
С учетом изложенного, одной из главных ошибок Премьер-Министра С.Ахметова состоит в том, что он на уровне Правительства не признал существование этой болезни, не давал поручения по выработке эффективных мер по противодействию болезни, не говоря уж об их реализации в период его правления.

Кроме того, проведение Нацбанком в феврале т.г. девальвации тенге означает, что государство косвенно признало существование этой болезни в экономике страны.
Между тем, ни социально-экономическим блоком Администрации Президента, ни Канцелярией Премьер-Министра, ни министерствами экономики и бюджетного планирования, финансов, индустрии и новых технологий все еще официально не были признаны реальное существование так называемой «голландской болезни» в Казахстане в скрытой форме.
Таким образом, отсутствие комплекса мер по решению указанных проблем и среднесрочной программы действий Правительства создало социально-экономические и политические условия для ускоренной отставки Премьера.
На наш взгляд, правительство должно уметь критически анализировать совершенные ошибки. Однако честного разговора со страной так и не было. В результате ошибки были повторены. Если нет признания ошибок правительства - нет и их анализа. Значит, они обречены на повторение.
17 марта т.г. опубликовано официальное заявление Правительства и Нацбанка об основных направлениях экономической политики на 2014 год: ими являются обеспечение устойчивого роста экономики, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, социальная модернизация общества, региональное развитие и управление процессом урбанизации, формирование системы госуправления, международная интеграция.    
В данном заявлении руководством Правительства и Нацбанка вновь не признается существование обозначенные выше экономические проблемы страны.
Если новый Премьер не намерен внести соответствующие изменения в официальное заявление об основных направлениях экономической политики на 2014 год, а также отсутствие комплекса эффективных мер по их решению – это гарантированный путь для последующей отставки Премьер-Министра К.Масимова.

Президент Института экономической политики
Каирбек Арыстанбеков

Поделиться
Класснуть