5664

Мурат АБЕНОВ: Уроки Грузии в борьбе с коррупцией


Что выгоднее: сажать или предотвращать?
Недавно принимал участие в проходившей в Батуми международной конференции “Борьба с коррупцией и профессиональная честность: опыт Грузии”. Организовал ее региональный хаб государственной службы, объединивший под эгидой ООН 31 страну. Опыт этой страны представляет большой интерес для Казахстана. Ведь нам надо учиться: из 100 конкретных шагов, предложенных президентом, первые тридцать, или почти каждый третий, направлены именно на борьбу с коррупцией. Не случайно, что по очередности эти тридцать шагов планируется сделать первыми, иначе в остальных семидесяти смысла не будет. И еще, пока мы изучаем, Украина от теоретического интереса к опыту Грузии перешла к практике - они пригласили к себе автора реформ СААКАШВИЛИ, и он уже проводит публичные мастер-классы по отлову коррупционеров Одессы.
В чем же схожесть и отличие грузинского и казахстанского подхода? Главное отличие - мы увлекаемся наказанием, они - профилактикой. Казахстанское общество больше наслышано о репрессивных мерах Саакашвили и, говоря о грузинском опыте, как правило, их и имеет в виду: разогнали ГАИ, пересажали тысячи чиновников. Одно­значно, что эти меры сыграли роль демонстрации политической воли, когда независимо от заслуг привлекают к строгой ответственности любого высокопоставленного чиновника.
Это показало народу серьезность намерений, и в дальнейшем все, что делалось в этой сфере, находило мощную общественную поддержку. Правда, одновременное увольнение с работы десяти тысяч полицейских вызывает вопросы соблюдения прав человека, но эти жесткие меры оправдывались “жаж­дой крови” после “революции роз”.
Было понятно, что революционные методы в долгосрочном периоде деструктивны. Наибольший эффект принесли именно эволюционные методы - системная работа по профилактике. Одно­временно уделили внимание трем составляющим: изменение процессов - создание новых правил и законов; применение современных технологий - информационных систем, обеспечивающих прозрачность и доступность любой государственной информации, и даже новые здания и форма; трансформация сознания людей, чтобы они поверили - все делается для них.
Саакашвили хоть и сыграл значительную роль именно в трансформации сознания людей, формировании команды единомышленников, обеспечив им защиту от недовольных реформами старых элит, но все же не является единоличным автором победы. Есть в этом и заслуга парламента, сумевшего не косметическими улучшениями, а комплексными и системными подходами внедрить новые правила игры.
В Грузии борьба с коррупцией уже давно не оценивается по количеству задержанных взяточников. Они больше ориентируются на то, сколько сумели предотвратить. Поэтому нет и отдельного антикоррупционного органа, который вынужден был бы ежегодно выполнять план “посадок”. Вот здесь и выявляется наш тупиковый сценарий - наша система борьбы с коррупцией направлена на поддержание определенного уровня коррупциогенности.
Ведь нацеленность на количество выявленных преступников заставляет правоохранительные органы задерживать преступников только тогда, когда нарушение закона уже совершено. Мы позволяем отдать тендер недобросовестному поставщику, поставлять некачественные товары и услуги и подключаемся только тогда, когда обналиченные откаты переходят в руки к коррупционеру. Все это мы допускаем только для того, чтобы поймать чиновника с поличным. Именно поэтому у нас плохо построенные школы, некачественные лекарства, разбитые дороги. Но самая дорогая потеря - это доверие населения к тем, кто должен их защищать.
В Грузии же госорганы нацелены на оказание услуг населению. Поэтому, разрабатывая правовые нормы, они сразу думают, как их будут понимать и использовать простые граждане. Ведь зачастую нормотворчество так запутано, что невозможно не ошибиться. Поэтому они стараются писать законы качественно. При этом в Грузии у министерств нет привычных для нас многих функций контроля. Так, например, там отменили пожарную инспекцию, ГАИ, санитарно-эпидемиологический контроль, стандартизацию и метрологию, техосмотр автомобиля, которые являются источником коррупции.
Особо хочу сказать о роли общества. Первый же таксист в аэропорту Тбилиси заявил: “У нас нет коррупции и бюрократии”. Население не только верит, но и гордится тем, что сумело взять верх над этим злом. Сами готовы участвовать, чувствуют личную ответственность. Такое ощущение, что вера граждан в государственные органы высвобождает мощнейшую энергию, которую раньше тратили на борьбу или защиту.
Поэтому главный вывод: не надо ждать, что вот привезем со стороны хороший метод или пригласим авторитетного специалиста, и это решит все наши проблемы. Пока общество само не включится в эту борьбу - все бесполезно. Недавно наш президент давал интервью, где говорил о том, что никто не может быть безнаказанным, даже близкие родственники.

Поделиться
Класснуть