2112

Илона СОКОЛОВА: Попкорна и зрелищ!

Перефразируя известное изречение, я бы сказала, что театр начинается со зрителя. Успех выступления во многом зависит от настроя и культуры публики. У нас же зрители воспринимают сцену как экран телевизора. Некоторым так и хочется предложить попкорна, а затем выставить вместе с ним из зала.

Начинается все с того, что наша публика считает хорошим тоном опаздывать к началу представления, а затем вместо артистов завладеть вниманием зрителей. Тихо сесть на свободные кресла -
это не по-нашему,  обязательно нужно процокать каблуками, загораживая сцену, и поднять весь ряд, чтобы занять свои места.
Отдельная тема - сотовые телефоны. Смотреть концерт или спектакль, параллельно роясь в мобильнике, стало обычным делом. Ну а когда на концерте у певца Нурлана АБДУЛЛИНА девушки не только возились со своими телефонами, но и начали фоткать друг друга, я вообще не поняла, зачем они пришли. Ведь этим вполне можно заниматься дома или в парке на лавочке.
Сейчас многие приходят на мероприятия только для того, чтобы “сфоткаться со звездой”. Именно так было, когда к нам приезжал художник Никас САФРОНОВ. Чтобы сфотографироваться с ним, выстроилась огромная очередь. Однако такого столпо­творения у картин почему-то не наблюдалось. Многие, получив заветное селфи, просто покидали выставку.
Люди забывают об уважении к артистам, художникам и о том, что ходят на концерты и выставки не для того, чтобы выложить фото в соцсети, а расширить свой же кругозор.
Мы все меньше воспринимаем поход в театр или на концерт как праздник или, по крайней мере, как радостное событие. Чаще срабатывает принцип “мимо проходил”. Но, согласитесь, в большинстве случаев заранее можно позаботиться хотя бы о внешнем виде. Не говоря уже о том, что в век Интернета нетрудно перед походом в театр в общих чертах ознакомиться с пьесой и биографией автора.
В современном ритме жизни сложно найти на это время, но мы тоже можем как-то управлять стрелками на часах, правильно расставляя приоритеты. Например, не бежать после спектакля или концерта в гардероб, чтобы первым взять верхнюю одежду, а поблагодарить артистов аплодисментами.
Один мой коллега посоветовал ходить на спектакли и концерты с мухобойкой, которая наверняка сработает лучше, чем фраза “Извините, не могли бы потише?” Может, такие меры действительно помогут привести в чувство особо одаренных зрителей?
Коллега сказал мне это перед концертом Еркеша Шакеева, и уже в начале выступления мэтра я пожалела, что не успела приобрести такую полезную штуку. А что если мухобойки продавать в холлах концертных залов и театров вместе с биноклями?
Восприятие искусства - это труд, который тоже требует усилий, а лень всегда была и остается пороком человечества.
Проблема зрительской культуры существовала еще с пушкинских времен. “Все хлопает. Онегин входит, идет меж кресел по ногам” - эта цитата актуальна и для сегодняшних реалий.
Только ситуация усугубляется появлением бесчисленных сотовых и тем, что сознание у людей становится экранным, и “кнопкотыками” мы не перестаем быть ни в зрительном зале, ни в кафе с родными и близкими людьми.
Но ведь не время такое, а мы такие. Приходящие в театр ради булочки в антракте, не удосуживающиеся нажать кнопку “откл.” на мобильном перед началом спектакля.
Да, зрительскую культуру можно прививать еще в детстве. Для этого есть родители, если бы они также не “забегали в театр”, или учителя, если бы у них были какие-то возможности проявить энтузиазм. Но это уже другая история…

Илона СОКОЛОВА,журналист

Поделиться
Класснуть