2393

Марина НОВОТОЧИНА: К деньгам быстро привыкаешь

Что обычно делает персонал в кризис? Специалисты, которые знают себе цену и уверены в своей востребованности на рынке труда, покидают свою компанию в поисках лучших условий и более высокой заработной платы. Работники, для которых важна стабильность и устойчивость, или кому осталось немного времени до пенсии, или лояльные к своей любимой компании, остаются на прежней работе, держатся за нее. Это зависит от мотивации конкретного человека.
Мотивация - как много в этом слове… Особенно в нынешней ситуации. Спросите у десяти человек: “Что такое мотивация?”, и девять из них вам ответят: “Деньги”. То есть сколько они получают за работу, вовремя ли им выплачивают заработную плату, есть ли премии и бонусы и т. д.
Возможно, вы удивитесь, если я вам скажу, что на самом деле деньги - это только один из мотивов, причем зачастую не самый важный. Когда у человека нет работы и источников существования и он находится в поиске, для него на первый план выходит уровень заработной платы. Но когда он уже вышел на работу, достаточно всего трех месяцев, чтобы оклад потерял свою стимулирующую силу. Работник к нему привыкает, и тут… возникает масса других мотивов, почему ему хочется или не хочется ходить на эту работу. Например, прекрасный или ужасный коллектив, возможность или отсутствие роста внутри компании, но самое главное - каков руководитель. Недаром говорят, что люди уходят не из компании, а от руководителя.
Так что на самом деле мотивация - это то, что движет человеком, из-за чего он старается работать лучше, вставать рано утром, бежать куда-то сломя голову, ночь напролет просиживать за компьютером, мастерить что-то красивое или полезное, поливать огород, обучаться чему-то новому и т. д. На своих тренингах по управлению персоналом для руководителей я спрашиваю: “Кому вы предпочтете поручить данную работу - подчиненному, который может ее сделать, но не хочет, или тому, кто хочет, но не может?” “Может” - предполагает наличие знаний, опыта, способностей, а “хочет” - наличие мотивации. Разумеется, ответ зависит и от степени сложности работы, и от необходимого для ее выполнения уровня квалификации, но при прочих равных условиях эффективнее на работе будет человек мотивированный, т. е. желающий делать эту работу. А раз он сам хочет, то все сделает, чтобы ее выполнить на должном уровне. Если надо, он научится, потратит собственное время и даже иногда собственные деньги, но добьется успеха в этом деле. А все почему? Потому что имеет высокую мотивацию.
И что же делать руководителю, чтобы в условиях дефицита свободных средств удержать ценного сотрудника?
НИЧЕГО, если данного сотрудника, кроме денег, ничего не интересует. Он все равно уйдет, как только найдет работу, где платят на три копейки больше. Но если руководитель понимает, что для данного сотрудника не менее важен приобретаемый им опыт, возможность освоить новые навыки, карьерный рост или расположение коллег, тогда не все потеряно, и есть инструменты для его удержания. Но этот рецепт действует только для тех руководителей, которые могут быть внимательны к нуждам своего персонала, умеют слушать и слышать, говорить с людьми, делать выводы и не считают свой персонал тупой, ни на что не годной массой без целей и желаний.
В качестве примера приведу свой разговор с давней знакомой - сотрудницей одной частной компании, которая осталась на работе, несмотря на приглашение (и это в сегодняшней финансовой ситуации) в другую компанию на долж­ность с более высокой заработной платой. На мой вопрос, что или кто удержал ее от увольнения, она сказала: “Руководитель”. И что же он такого особенного сделал? “Просто попросил меня остаться, сказал, что ему и компании будет очень тяжело в нынешних условиях без моего профессионализма, что только вместе мы можем одолеть этот кризис… Да и коллектив у нас такой хороший… Ну как я без них…” А теперь представьте, что руководитель отреагировал бы по-другому: “Ну и катись, вон сколько профессиональных сотрудников в кризис без работы осталось, да я на твое место пятерых найду. Прибежишь еще обратно, когда помыкаешься без работы”. И кому было бы лучше?
Вот такая это сложная штука - мотивация!

Марина Новоточина, консультант по управлению

Поделиться
Класснуть