3874

Бекнур Кисиков: Всё меняется, кроме КСК

У соседки лопнула труба. С утра крики, визги. И это в выходной день. Звонки в КСК ничего не дают. Это и понятно: КСК тоже отдыхает. Пришлось вызвать платную аварийную бригаду, и горячую воду перекрыли. 

Мы вспоминаем КСК только тогда, когда прорвало трубу или случилось что-то другое экстремальное. А чаще всего люди даже не знают ни адреса КСК, ни имени председателя. Жители обычно ругают КСК, жалуются на неэффективность, обвиняют в непрозрачности расходования средств, а то и подозревают в их нецелевом использовании. И, конечно же, в чем-то они правы. Но вот проверить целевые расходы, создать ревизионную комиссию, встречаться хотя бы раз в месяц, чтобы лучше организовать общежитие - на это чаще всего нет ни сил, ни желания.
На сегодня, лично мое мнение, модель КСК несколько устарела. Это уже свое­образный рудимент, наследие прошлого, которое вобрало в себя неразбериху 90-х. Как недавно сказал аким Алматы, большую часть расходов КСК составляет не ремонт жилищного фонда, на который они тоже собирают деньги, а расходы на зарплату, мебель, аренду и прочее. В Алматы около 840 КСК, и это огромный мир, где трудно разобраться простому человеку. И я вижу новый подход в работе КСК. Например, в самом центре нашего города действует КСК, который много лет являлся абсолютно неэффективным объектом. Первое, что сделали новые управленцы, - установили контакт с жителями. Они обошли все квартиры на своем участке, провели своеобразный опрос, выяснили проблемы. И начали четко работать по этим проблемам. Работников они наняли тоже из жителей - бывшие юристы, экономисты и бухгалтеры с удовольствием пошли работать на добровольной основе в свой КСК. Работа этого КСК напоминает подвиг Геракла, расчистившего авгиевы конюшни.
Сегодня новые квартирные сообщества предпочитают прагматичный путь, когда обслуживанием домов занимаются управляющие компании, а счета выставляются по конкретной услуге. Чем больше домов, тем меньше расходов. И в этом случае не нужно нанимать штат, платить за содержание КСК, аренду офиса и многое другое (а ведь, согласно данным, около 70 процентов расходов КСК - это аренда и зарплаты). Такой метод аутсорсинга популярен на Западе. В Алматы управляющие компании, может, и дублируют КСК, но подходят к вопросу совершенно по-другому. И здесь, конечно, есть проблемы: отдавая все услуги в одни руки, никто не застрахован от повышения тарифов. Но, во всяком случае, житель видит, за что он платит: за лифт, домофон, охрану, ремонт площадки или за уборку подъезда. Учиться работать с коммунальными счетами - это тоже искусство.
Видимо, тренд в укрупнении и централизации услуг по примеру старых ЖЭКов, но с коммерческой составляющей все больше будет нарастать. А возможно, XXI век новых технологий и инноваций создаст полностью автоматизированные дома, ориентированные на энергию из возобновляющихся источников. Мир настолько меняется, что, возможно, уже завтра мы увидим новые модели жилищных сообществ. Будут ли это крупные централизированные формы или, наоборот, каждый дом, а возможно, даже квартира будут автономными? Привыкшие к бесплатным коммунальным услугам при Союзе, сегодня мы никак не можем научиться деловому подходу проживания в квартирах. А пока… обложившись трубами, проводами и коммунальными квитанциями, мы хотя бы должны научиться контро­лировать деятельность своего КСК и рацио­нализировать свой подход.

Бекнур Кисиков, председатель комиссии по предприни­мательству и ЖКХ Общественного совета г. Алматы

Поделиться
Класснуть