3660

Сабит Аманбаев: Тарифный тупик

Участившиеся случаи срывов обслуживания маршрутов и перебои в работе общественного транспорта свидетельствуют об ухудшении ситуации в сфере пассажирских автобусных перевозок в Алматы. 

На прошлой неделе один из материалов газеты “Время”, посвященный общественному транспорту, начинался с того, что автотранспортная отрасль стала настолько саморегулируемой, что теперь ей никто не указ.
Я считаю, что проблемы с пассажирским транспортом в Алматы (да и во всех других регионах страны) являются отражением провалов в организации автобус­ных перевозок местными акиматами и недостаточным контролем со стороны комитета транспорта. Да, власти Алматы принимают какие-то меры по организации автобусных перевозок, на дорогах появляется все больше выделенных полос, но системной работы, тес­ного сотрудничества и взаимопонимания с ассоциацией перевозчиков нет, так же как нет и плана выхода из кризиса, связанного с перебоями в работе “Оңай!”.
По моему мнению, главной ошибкой со стороны акимата стало несоблюдение утвержденных нормативно-правовых актов, которые (хотел бы подчеркнуть это особо) ранее были согласованы властями без замечаний. Речь идет о том, что вместо исполнения действующих правил субсидирования убытков перевозчиков городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог придумало новую местную норму - компенсацию льготного проезда пенсионеров, школьников и студентов. Акимат установил этим категориям горожан дополнительные льготы, так как существующая стоимость билета 80 тенге - установлена ниже себестоимости перевозки, то есть по сути представляет собой льготный проезд для всех категорий пассажиров.
Применение акиматом никем не согласованных и не утвержденных норм и инструкций создало правовую коллизию, не решило проблем при организации перевозок и препятствует развитию предпринимательства в этой сфере. Выдуманная норма оказалась неработающей и привела к конфликту с перевозчиками, которые обращались и в прокуратуру, и в суд, что еще раз говорит о глубоком кризисе в этой сфере.
Справедливости ради надо сказать, что автопарки действительно далеки от совершенства. Но не нужно забывать и о том, что это трудный бизнес, требующий огромных капиталовложений. Поэтому надо понять состояние предпринимателя, которому город не возмещает убытков, который из-за несогласованного и поспешного внедрения системы “Оңай!” значительно потерял в доходах и который не может не то что обновить парк, но и выплатить достойную заработную плату водителям.
И еще: думать о том, что муниципальный парк решит все проблемы - ошибочно. Известно, какой “эффективный” менеджер - государство. Как правило, такие предприятия, уже доведенные до ручки, приватизируются. Что, в общем-то, и произошло в Алматы.
Мне кажется, что сейчас для решения проблем перевозчики должны представить акимату расчеты по тарифам, тот должен создать рабочую комиссию и рассмотреть их. Привлечь для этого специализированную организацию, например, НИИ транспорта и коммуникаций или аудиторов. Объективная проверка позволит определить реаль­ную себестоимость проезда по всем маршрутам.
После того как будет определен средний расчетный тариф на проезд, маслихат сможет принять решение об установлении стоимости проезда в общественном транспорте. Убытки должны субсидироваться. Чтобы не было нареканий, работа этой комиссии должна освещаться в СМИ и быть максимально прозрачной. Параллельно совместно с перевозчиками нужно принимать меры по срочной реанимации работы системы “Оңай!”. Но, увы, пока сотрудничества между перевозчиками и акиматом нет, что и приводит к таким проблемам. Настало время решительных действий со стороны акимата. Наступает зима, дорожает топливо, и нельзя допустить срывов в обслуживании маршрутов общественного транспорта…

Сабит Аманбаев, генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана 

Поделиться
Класснуть